«Вертушка для отверженных»

Станислав Маслаков

В краевом центре на базе редакции газеты «Вечерний Ставрополь» и портала vechorka.ru состоялся «круглый стол», посвящённый опыту внедрения в России так называемых «бэби-боксов» – устройств, позволяющих анонимно отказываться от новорождённых детей.

Станислав Маслаков

Поводом к встрече послужил законопроект о легализации бэби-боксов на федеральном уровне. До сих пор все подобные устройства функционируют в нашей стране без законных на то оснований, а опыт их применения вызывает множество вопросов. Обсуждение этой темы проходит во многих регионах страны по инициативе общественных организаций. Ставропольский край, в котором уже открыты 3 бэби-бокса (в Ставрополе, Пятигорске и Будённовске), не стал исключением.

К тому же у нас совсем недавно случился скандал, когда «спасённым» оказался младенец, которого то ли мать, то ли бабушка отнесла «в окошко», а история стремительно обросла множеством слухов и домыслов. К примеру, некоторые СМИ стали тиражировать информацию о том, что ребёнок заражён ВИЧ и гепатитом, что позже опровергли врачи краевой детской больницы. Наш край снова «засветился» на федеральном уровне самым неприятным образом, а ясной картины до сих пор нет ни у общественности, ни у следователей.

Поэтому дискуссия проходила сразу в нескольких плоскостях. Обсуждались и правовые аспекты, и морально-этическая сторона вопроса, и множественные подводные камни. К сожалению, на встречу не пришли представители фирмы, которая установила уже имеющиеся в крае бэби-боксы, что, впрочем, не повлияло ни на остроту обсуждения, ни на его качество. Тема действительно весьма неоднозначная. Даже наиболее последовательные противники «коробок для детей» из Родительского всероссийского сопротивления (общественная организация, заявившая о себе на всю страну тем, что сорвала введение норм ювенальной юстиции и в съезде которой неожиданно для всех принял участие президент Путин) неоднократно заявляли, что их цель – не просто «не пущать», а по-взрослому обсудить тему и найти конструктивный подход.

К слову, споры вокруг этой темы не утихают уже почти тысячелетие. Первое задокументированное «колесо для подкидышей» появилось в Италии в 1198 году по инициативе тогдашнего Папы Иннокентия III. Он обеспокоился тем, что многие матери выбрасывают новорождённых в Тибр и решил таким способом помочь спасти жизни невинных. С тех пор разного рода приспособления для анонимного оставления младенцев появлялись во многих странах Старого и Нового света. Не менее часто они по тем или иным причинам попадали под запрет.

Станислав Маслаков

Наиболее последовательный критик бэби-боксов в наше время – не кто иной, как ООН. Профильный комитет этой организации считает, что подобная практика нарушает статьи 6-9 и 19 конвенции о правах ребенка (в том числе право знать своих родителей) и рекомендует отказаться от беби-боксов. В качестве альтернативы комитет предлагает такие решения, как анонимные роды в больнице, и другие, оставляющие возможность получения информации о родителях. В первую же очередь он призывает устранять причины, приводящие к отказам от новорожденных.

К этому же призывали и активисты Родительского всероссийского сопротивления на «круглом столе» в Ставрополе. По их данным, в странах и регионах, где уже давно эксплуатируются подобные устройства, количество убийств новорождённых своими матерями не уменьшилось. А вот случаев, когда ребёнка, по сути, сдают в утиль против воли матери (или матери – против воли отцов, мнение «сильной половины» у нас почему-то вообще редко учитывается), предостаточно. Непонятна и дальнейшая судьба этих младенцев без имени и происхождения. Часто их очень оперативно усыновляют, ещё чаще такие дети попадают в дом малютки, оттуда – в детдом и в итоге пополняют весьма криминализированную категорию сирот. А про некоторых и вовсе ничего не известно. Ходят слухи о страшных вещах вроде теневого рынка детских органов.

Но даже если организовать систему идеально, залатать все слабые места, то вполне вероятно, что она неверна в своей основе. Как сказала одна из участниц «круглого стола», бороться с инфантицидом (убийством младенцев) при помощи бэби-боксов – это всё равно, что предотвращать случаи изнасилования бесплатными анонимными секс-услугами для потенциальных насильников. То есть задача не в том, чтобы обеспечить нерадивым мамашам лёгкий и анонимный отказ от детей, а в том, чтобы этих отказов было как можно меньше. А если они и происходят, то нужна такая система, которая позволит впоследствии исправить эту ошибку. Бросить ребёнка – это всегда преступление, если не уголовное, то моральное. И его надо не легализовать и гуманизировать, а всё же предотвращать.

Участвовавшие в работе «круглого стола» психологи утверждают, что матери, отказывающиеся от детей по тем или иным причинам, и те, кто выбрасывает младенцев в мусорные контейнеры, – это весьма разные категории и вряд ли сильно пересекающиеся. И если с первыми можно работать, помогать, превентивно решать их проблемы и в итоге спасать семьи, то вторые находятся так далеко за гранью нормальности, что вряд ли наличие где-то в городе спецустройств переубедит их совершать жуткое преступление.

Впрочем, на встрече звучали голоса и сторонников бэби-боксов. Их довод прост и весьма убедителен: если такая штука хотя бы потенциально способна спасти жизнь хотя бы одного ребёнка, то в любом случае игра стоит свеч. Правда, и они высказались против принятия законопроекта в его нынешнем виде. Но чтобы доработать его до приемлемого вида, придётся переписать ещё огромное количество законодательных актов и кодексов, составить множество регламентов, вложить очень серьёзные деньги на их установку и содержание. И даже если всё это сделать, то установить подобное устройство стоимостью в несколько сотен тысяч рублей в каждом населённом пункте невозможно. Так не лучше ли потратить эти деньги на совершенствование уже имеющейся системы поддержки материнства и детства? Да, она весьма далека от желаемого, в ней царит формализм и не делается много из того, что нужно. Но, может быть, именно на устранение её недостатков нужно тратить время и усилия?

Станислав Маслаков

Встреча в редакции «Вечёрки» длилась едва ли не втрое дольше запланированного времени. В ней участвовали общественники, юристы, психологи, спасатели, священник, журналисты, и у каждого было своё отношение к вопросу. Единодушного обсуждения или осуждения не получилось, да и не могло. Тема бэби-боксов не может рассматриваться изолированно, вне контекста всего множества проблем, связанных с материнством и детством, социальной несправедливостью, имущественным расслоением, бюрократизмом и так далее. Эти проблемы не имеют простых решений, тут не может быть готовых рецептов.

Впрочем, одно объединяло всех участников «круглого стола»: эти люди посвятили себя тому, чтобы помочь другим людям, попавшим в трудную ситуацию – по профессии и по призыву сердца. Собственно, это и есть та самая человечность, недостаток которой чаще всего и приводит к такой трагедии, как отказ от ребёнка или, тем более, его убийство. И вряд ли есть другой способ снизить количество подобных преступлений, кроме как сделать всю систему поддержки материнства, детства, семей как единого целого – более человечной. А вот создание легальной сети оборудованных ящиков, куда можно «утилизировать» только что родившегося человека – явно нечто противоположное.

Как бы ни сложилась судьба обсуждаемого законопроекта, важно понимать, что бэби-боксы могут спасти некоторых, но не решат всей проблемы. Возможно, даже усугубят. А вот скандалов, подобных описанному случаю, будет предостаточно. За каждым таким скандалом стоит маленькая трагедия маленького человека. Трагедия, которую можно было бы предотвратить.

* «Вертушка для отверженных» – так назывались прототипы бэби-боксов в Португалии и Бразилии. Просуществовали с конца XVIII до середины ХХ века. Упразднены 5 июня 1949 года после пятилетних дебатов о её несовместимости с принципами современной социальной системы.

брошенные дети, круглый стол, бэби-бокс

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление