Весьма актуальный вопрос: настигнет ли вас поллиноз?
Валерий МанинВыкроить время для беседы главному аллергологу города Наталье Аникеенко было непросто. Для городского аллергологического кабинета сейчас – горячая пора. Цветет амброзия – главный пыльцевой аллерген в нашей зоне.
У пациентки – аллергия на амброзию? – начала я разговор, как только мы остались одни.
Скажем так, на пыльцу сорных трав. Аллергию – поллиноз — вызывает не только амброзия, но и лебеда, полынь. Кто из них больший «провокатор», можно узнать лишь после проведения аллергопроб, после чего назначают лечение. Хотя в подавляющем числе случаев виновник болезни – амброзия.
А нужно ли лечить аллергию? Может быть, лучше взять отпуск во время цветения амброзии и махнуть туда, где нет этого карантинного сорняка?
Однозначно отвечаю: нужно. Иначе это приведет к формированию новых аллергических болезней и развитию тяжелых осложнений, в частности, бронхиальной астмы, заболеваний сердечнососудистой системы, почек, печени, вплоть до воспаления головного мозга. В результате человек будет болеть не сезон, а круглогодично. Для лечения проводится аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ), причем в зимнее время.
Получается, болезнь – летняя, а лечение – зимнее?
Потому что в период обострения заболевания, которое приходится на цветение амброзии и других сорных трав, проводится только симптоматическое лечение. Не будешь же в это время вводить аллерген?!
В смысле?
АСИТ – это введение вакцины, сделанной на основе пыльцы амброзии, правда, в малых дозах. Постепенно эти дозы увеличивают. В результате у человека образуются так называемые блокирующие антитела, не позволяющие развиваться аллергической реакции в период цветения растений. Производит у нас эту вакцину ставропольское предприятие «Аллерген». Замечу, что использование местной вакцины имеет принципиальное значение, поскольку, к примеру, в той же Швеции пыльца амброзии может быть другой по составу.
А насколько длительное лечение?
Минимум 2 – 3 года. При этом не всегда может быть стопроцентный результат. Главное — предупредить развитие более тяжелых форм заболевания. Сделать так, чтобы человек болел в легкой форме.
Слышала, что пациенты используют для лечения поллиноза гормональные препараты, например, дипроспан. Но он не всем подходит. Эти советы «гуляют» на разных форумах в Интернете.
А вот этого нельзя делать категорически! Некоторые колют дипроспан, и неизвестно, сколько он циркулирует в крови. А через три года – сахарный диабет, неизвестно откуда взявшийся, или остеопороз в виде переломов костей. Вот к чему приводит регулярное введение этого препарата. Вообще люди у нас какието бесшабашные! Представляете: в 60 лет у них впервые выявляется поллиноз. Это значит, что человек раньше болел, и при этом не обращался к врачу. Мало того, его лечили не теми средствами. Кстати, в последнее время поллиноз у пожилых людей встречается часто.
А как понять, что у тебя – не ОРЗ, а именно аллергия на ту же амброзию?
Болезнь имеет сезонный характер. Если из года в год в одно и то же время – а именно в период цветения амброзии — появляются одни и те же симптомы: заложенный нос, непрерывное чихание, зуд и покраснение глаз, приступы удушья, высыпание на коже. Значит, это не ОРЗ, и лечить болезнь антибиотиками, как некоторые делают, нельзя. Иначе болезнь усугубляется. Причем в последние годы кожные проявления встречаются чаще. Почему это происходит, судить трудно. Может, пыльца приобретает другие формы, за нее «цепляются» еще какието химические аллергены. Поллиноз проявляется также и астматическим синдромом. Человек сразу начинает кашлять, его настигает удушье, даже нет насморкачихания. То есть защита на уровне носоглотки отсутствует.
Чем это вызвано?
Отсутствием иммунитета. Вообще сейчас у каждого второго пациента, обращающегося в наш кабинет, — иммунодефицитное состояние. А поэтому профилактическое лечение при аллергии очень важно. Оно экономит в среднем 2—3 тысячи рублей — препараты дорогие, особенно ингаляторы.
Наталья Николаевна, я стала невольным слушателем вашей беседы с пациенткой. Вы ей советовали придерживаться диеты и исключить ряд продуктов. Каких?
Растения, к сожалению, имеют перекрестные свойства с пищевыми продуктами. Как это проявляется? Съел какойто продукт — началась аллергическая реакция. То есть в нем содержатся такие же антигены, как и в пыльце сорных растений. Получается, аллерген к нам поступает не только извне, но и изнутри. Пыльца амброзии, например, имеет перекрестные свойства с семенами подсолнечника, а значит, и с продуктами, изготовленными на их основе – халвой, маслом и пр. Аллергенные также мед, арбузы, бананы. И вот представьте: съел человек такие продукты — анафилактический шок случился. Может еще крапивница, отек Квинке.
Вы еще советовали почаще принимать душ..
Причем рекомендуется делать это несколько раз в день. Важно также, чтобы пациент не употреблял и лишних лекарств. Не нужно выходить в утренние часы на прогулки, особенно когда ветрено. А при выезде на природу следует подумать о защите глаз – надеть очки.
Наталья Николаевна, в последние годы в городе очень активно борются с амброзией. Это както повлияло на количество заболеваний?
Безусловно. В последние годы у нас проходит двестичетыреста первичных больных, а раньше (кабинет организован в 1973 году) было время, когда эта цифра доходила и до шестисот.
Спасибо городской администрации, что она столько внимания уделяет уничтожению амброзии. Однако главное — удалять сорняк до цветения, а не сейчас, когда он цветет. А уж больные делать этого вообще не должны. Но если в городе ситуация с амброзией контролируется, в окрестностях – нет. Кто туда пойдет выдирать сорняк? Поэтому карантинная инспекция предлагает залуживание площадей – посадку луговых трав, которые вытесняют амброзию. Единственное условие – их надо стричь.
Мы предлагали также организацию специальных бригад по удалению амброзии. То есть нанимать сезонных рабочих и платить им за это деньги.
Достаточно ли этих мер?
Конечно, нет. В городе у нас создана рабочая группа по разработке городской целевой программы «Жизнь без аллергии», куда вошли представители разных ведомств, ученые. Если говорить о медицинских мероприятиях, то городу нужны, например, безаллергенные палаты, которых у нас нет.
Что это такое?
У нас, например, есть контингент больных, принимающих много таблеток, которые не отменишь. В основном это пожилые люди. Назначать им еще какието препараты нецелесообразно, иначе могут возникнуть серьезные осложнения. То же касается и беременных, детей. Поэтому нужна специальная палата, где бы больной побыл в условиях полного отсутствия аллергенов. Такие помещения оборудуются специальной системой с фильтрами по очистке воздуха. Сконструирована она еще 20 лет назад и успешно применяется в институте иммунологии. Это, конечно, дорогостоящее мероприятие, но с учетом распространенности аллергических заболеваний в нашей зоне без этого просто не обойтись. Городу очень нужно аллергологическое отделение, где больные могли пройти вакцинацию по ускоренной схеме. А нука походи в поликлинику с декабря и по период цветения амброзии, да еще два раза в неделю! И так три года подряд. В условиях отделения можно пройти курс за полтора месяца, а потом принимать поддерживающие дозы вакцины раз в месяц.
Наталья Николаевна, не могу не спросить у вас о другом источнике аллергии – комарах. Некоторые переносят укусы этих насекомых очень тяжело, у них долго не заживают раны. Как облегчить свое состояние?
Нужно всегда иметь под рукой противоаллергические препараты. Снимает раздражение после укуса псилобальзам. Помогает сок петрушки, даже раствор синьки бельевой. Замедляет всасывание яда из ранки спирт. Но лучше не допускать укусов. Используйте средства, отпугивающие комаров и других насекомых. В продаже сейчас выбор таких препаратов большой.
Беседу вела
Лариса ДЕНЕЖНАЯ.