Въезд в город — охрана надежная
Пост ДПС на въезде в Ставрополь со стороны Верхнерусского: знак «Стоп» отодвинут в сторону, значит, сегодня никаких серьезных ориентировок не приходило, план «Перехват» не объявлялся. Тем не менее два вооруженных инспектора бдительно отслеживают поток автомобилей, время от времени взмахивая жезлом, чтобы кого-либо остановить. Помимо традиционных поводов для проверки (тонировка, «чужие» номера, не пристегнутые ремни безопасности), инспектора наметанным глазом вычленяют из потока подозрительные автомобили, ведь их задача — не допустить въезд в город преступников.
Собственно, поводом для моего присутствия на посту послужила операция «Скутер — мотоциклист», однако за весь день инспектора остановили только одного мотоциклиста, который ехал без шлема. Молодой человек — сварщик — объяснил, что шлем разбился, он его склеил. Правда, о том, сможет ли в случае аварии склеенный шлем защитить голову, он не задумывался. Еще один мотоциклист, на транспортном средстве которого попросту не было регистрационных знаков, проигнорировал требование инспектора остановиться и проехал мимо, видимо, в полной уверенности, что догонять его не будут. Действительно, оставлять пост ради него инспектора не стали. Однако передали сообщение по рации, и буквально через несколько минут этот мотоцикл был остановлен другим нарядом ДПС.
Старший лейтенант Сергей Мельников рассказал, что в среднем за смену приходится останавливать порядка 150 автомобилей, составлять до 20 протоколов по поводу различных нарушений. А смена — это 12 часов, то есть получается, что каждые пять минут инспектор взмахивает жезлом. Нарушители редко пытаются оспорить свое нарушение, но обязательно стараются как-то оправдаться, хотя бы в собственных глазах. Так получилось и с водителем с более чем 30-летним стажем Николаем Ивановичем, который не был пристегнут ремнем безопасности. Он пожаловался инспекторам, что ушиб руку, и теперь ремень мешает ему, хотя скорость он переключал травмированной рукой вполне спокойно. Пока оформляли протокол, Николай Иванович успел рассказать, что помнит время, когда на дорогах практически не было «гаишников», но он и тогда не нарушал правил дорожного движения. Мужчина оказался очень добросовестным водителем — уже через полчаса он вернулся на пост с квитанцией об оплате штрафа и пообещал, что впредь всегда будет пристегиваться.
Через несколько минут на посту остановился автомобиль, из которого чуть не выпал мужчина, очень бледный. Оказалось, житель Донского, работал где-то в поле, когда прихватило живот. Мужчина сел в машину и рванул в Ставрополь, в больницу, но на въезде в город понял, что не доедет, может потерять сознание от боли. Инспектора сразу же вызвали скорую помощь, отвели мужчину в тень. Приехавшие медики констатировали обострение хронического гастрита, сняли приступ и рекомендовали незамедлительно обратиться к лечащему врачу. Мужчина, которому стало значительно лучше, развернул свой автомобиль и укатил обратно. Будем надеяться, что к врачу он все же отправился.
Сергей Мельников рассказал, как примерно год назад на пост влетел военный УАЗ, из которого выскочил мужчина в форме с практически полностью обгоревшим ребеночком на руках. Малышу, которому еще не было и года, не очень повезло с мамой. Пьющей и безответственной дамочки не было дома, когда начался пожар. Этот военный случайно проезжал мимо, он и вытащил ребенка из огня. Тогда один из инспекторов на служебной машине с включенными сиреной и мигалками сопроводил пострадавшего в больницу, где их уже ждали, а второй остался на посту встречать дополнительный наряд, ведь нельзя оставлять въезд в город без охраны.
Следующая остановленная машина — без регистрационных знаков. На самом деле, рассказывает старший лейтенант Вячеслав Логачев, на нашем посту это не редкость, потому что рядом находится регистрационно-экзаменационный отдел, где машины ставят на учет, снимают с учета, и время от времени транзитные номерные знаки у них заканчиваются. Тогда в документах просто ставится специальная отметка. Эта новенькая КИА была приобретена для министерства культуры Ставропольского края.
Еще один остановленный автомобиль — везут непристегнутого ребенка. В автомобиле нет ни детского кресла, ни других, более простых удерживающих детских устройств. Собственно, 8-летнего мальчишку могли хотя бы обычным ремнем пристегнуть. Кстати, папа-водитель сам пристегнут... Опять составляем протокол.
Останавливаем «Ладу-Приору» вишневого цвета — похожая вчера была угнана. Сверяем номера, все в порядке, счастливого пути. Пару лет назад, рассказывают инспектора, в Ставрополе был бум на серебристые «десятки». И угоняли их регулярно. Приходит ориентировка, и начинаешь останавливать, в результате вдоль дороги выстраивается 10 - 15 абсолютно одинаковых автомобилей, и так в течение всей смены. Сегодня «Лады» тоже пользуются большим спросом у угонщиков, хорошо хоть разнообразия стало побольше, легче отследить.
В три часа на пост с проверкой приезжает заместитель командира отдельного батальона ДПС ОГИБДД МВД по г. Ставрополю Вячеслав Попов. Инспектора докладывают ему обстановку: в целом все спокойно. Заместитель командира и сам начинал инспектором. Рассказывает, раньше зимняя форма была — тулуп да валенки. Однажды остановили «вихляющий» по дороге автомобиль, а оттуда выскочил водитель и кинулся бежать. Вячеслав попытался подножку сделать — валенок улетел. Вот так, с босой ногой и догонял преступника. Догнал-таки, задержал, за что и был тогда награжден.
Вообще, работа инспектора интереснее работы командира, в этом единодушны и сами инспектора, и их начальники. Стал командиром — нагрузка больше, времени меньше. Семья привыкла, что папа уходит, когда все еще спят, и возвращается, когда все уже спят.
Собственно, сегодня нагрузка на всех сотрудников батальона ДПС очень серьезная. Если исходить из числа зарегистрированных транспортных средств, в Ставрополе должно быть не менее пяти сотен инспекторов, а их у нас 107. И, к сожалению, большая часть не выполняет свои прямые функции, то есть обеспечение безопасности дорожного движения, а занимается оформлением ДТП. Закон дал людям возможность самостоятельно «оформлять» небольшие аварии, в которых нет пострадавших, кроме того, сейчас широко развивается служба аварийных комиссаров, которые оформят документы так же, как и сотрудник полиции, однако люди все равно продолжают стоять по нескольку часов в ожидании инспектора, создавая дополнительные пробки. Вот надо же, с одной стороны, ругают, с другой — доверяют только им.
Командир уезжает проверять другие наряды. Я третий час на посту. Жарко, ноги на каблуках гудят, хочется уже вынести на улицу стульчик и поставить его в тень, чтобы, так сказать, отслеживать транспортный поток с комфортом. При этом понимаю, что инспектор, сидящий рядом с дорогой, будет выглядеть по меньшей мере смешно. А ведь на термометре всего-навсего 28 градусов. То ли еще будет в июле-августе. Автомобили уже слились в один сплошной поток, а Сергей и Вячеслав как будто и не отдежурили добрых восемь часов — свежие, бодрые, внимательные. Успевают заметить, кто с «чужими» номерами к нам в гости пожаловал, у кого просто глазки бегают и вид испуганный, напряженный. С такими стражами на въезде в город можно не опасаться, что к нам провезут что-либо опасное.
Все. Акция «журналист меняет профессию» окончена. Не буду я инспектором ДПС. У них — настоящих — это получается гораздо лучше.
Наталья Ардалина.
Фото автора.