«Виноградная» почка
Лариса ДенежнаяВ городской детской больнице им. Г. К. Филиппского выполнили первую в крае эндоскопическую операцию по удалению мультикистозной почки у 6-летней девочки.
Когда Ирочка еще не родилась, мама уже знала: у ее будущего ребенка — проблема с почкой.
Выяснилось это во время ультразвукового обследования на двадцатой неделе беременности Ольги Николаевны. Врачи тогда заподозрили опухоль на органе. Женщина все же надеялась: может, врачи ошиблись или изображение на мониторе аппарата «сфальшивило». Увы, после рождения ребенка диагноз подтвердился. Правая почка у ребенка имела аномальное развитие. Орган сформировался как кистозное образование. Малышка фактически с самого рождения жила с одной почкой. С первых месяцев жизни стояла на учете у нефролога. Особых беспокойств ребенку орган не доставлял. Девочка периодически обследовалась. Но кистозные образования увеличивались, как и риск, что в определенный момент они могут «выплеснуть» содержимое в брюшную полость, в результате чего произошло бы ее инфицирование. Поэтому с детства девочку оберегали от случайных падений, ударов. Аномальная почка могла перерасти и в злокачественное образование. Ее удаление было просто неизбежно.
Когда в очередной раз ребенок лег на обследование в нефрологическое отделение городской детской больницы, провели УЗИ, почка, покрытая множественными кистами, напоминала виноградную гроздь. Лечащий нефролог направил девочку на консультацию к хирургу. Но здесь потребовались и специфические знания — урологии. После консультации профессора заведующего кафедрой урологии СтГМА Петра Чумакова приняли решение о проведении лапароскопической операции по удалению почки на базе городской детской больницы им. Г.К.Филиппского. Врачам предстояла первая лапароскопическая нефрэктомия 6-летнему ребенку. Раньше при такой патологии детям делали только полостные операции, и даже послеоперационный период сам по себе был тяжелым испытанием для малышей. Когда в больнице появилось эндоскопическое оборудование, в хирургическом лечении была открыта новая страница. Врачи стали осваивать в операциях фигуры высшего пилотажа. В их багаже уже был опыт по удалению желчного пузыря, аппендицита, селезенки. Теперь предстояло освоить новую сферу в хирургии - лапароскопическую урологию.
Высокотехнологичное вмешательство провела бригада врачей - хирург детского урологического отделения больницы скорой помощи г. Ставрополя Игорь Павленко, хирурги детской больницы В. Шумаров и А.Панков, анестезиолог Е.Ушмундин, заведующий кафедрой детской хирургии СтГМА, д.м.н., профессор С.Минаев.
Операция длилась четыре с половиной часа. Ее сложность заключалась в том, что приходилось по отдельности отсекать каждую кисту от питающих ее сосудов, чтобы предупредить кровопотерю. Но одно дело - выполнить эту манипуляцию при открытом способе вмешательства, и другое - при эндоскопическом, через прокол в брюшной полости, когда точность своих движений хирург может увидеть только на экране монитора.
– Это сложнейшая операция, - рассказал нам главный врач больницы Вячеслав Кашников, - причем на органе, на котором еще не выполнялись подобные вмешательства. Представьте себе, что вы штопаете носок через трубку длиной в 60 сантиметров, при этом руки находятся на одном конце, а иголка и нитка — на другом. Безусловно, эта операция — событие не только для нашего медучреждения. Особенно если учесть, что эндохирургической службе всего полгода. Замечу: такого рода высокотехнологичное вмешательство выполнено в провинциальном городе, в небольшой муниципальной больнице, где хирургическое отделение появилось всего два года назад, созданное практически с нуля.
Перед выпиской из больницы нам удалось пообщаться с девочкой и ее мамой. Малышка чувствовала себя прекрасно, хотя после операции прошло всего три дня. Ирочка очень обрадовалась, узнав, что доктор отпускает ее домой.
– Я очень соскучилась по папе и Нику, - сказала она и добавила: - Это наша маленькая собачка, мопс.