Виртуальная Россия

Разговоры о том, что надо обуздать виртуальное пространство и сделать его подконтрольным, идут давно. Но в последнее время они перешли на качественно новый уровень. Всё говорит о том, что интернет, каким мы его знаем, останется в прошлом.


С недавних пор государство, во многом стараниями президента, осуществляет интернетизацию всей страны. Доступ населения к всемирной паутине растёт, скорости повсеместно увеличиваются, цены падают. Наши власти пошли по принципу: «Нельзя победить, значит, надо возглавить». Цель ныне проводимой (вернее, только зарождающейся) политики – подчинить виртуальное пространство законам реального мира. На первый взгляд, это правильно. В интернете зачастую царят произвол и вседозволенность. Но вопрос, как это делается и к чему это может привести, остаётся открытым.
Пока что главный тренд последнего времени и локомотив легализации интернета – «Защитим наших детей!». На федеральном и местных уровнях проводятся разного рода встречи, где участники (в основном провайдеры, представители власти и духовенства) хором сетуют на то, как развращается в сети наше подрастающее поколение. Мол, порнографии там море, экстремизма, нецензурной брани. Всё это, как в известном стишке, «лепит из ребёнка гада-отморозка». Но единого мнения о конкретных методах решения проблемы нет и близко. Люди, далёкие от понимания сути вопроса, призывают к радикальным мерам. Или закрыть, к примеру, «В контакте» (который сейчас составляет большую часть рунета), или удалить всю «плохую» информацию (интересно, как они себе это представляют технически?). Провайдеры и представители сферы образования, как обычно, «пилят» деньги. Просят у государства весьма солидные суммы на разработку списка нехороших сайтов и программного обеспечения, которое закроет к ним доступ. Им самим, конечно, очевидно, что и то и другое совершенно неэффективно. Ежедневно появляются тысячи новых сайтов, а на любые замки умельцы быстренько создадут свои ключи. А значит, потребуется снова и снова догонять ситуацию, обновлять списки и программы – за счёт бюджета, конечно.
А самыми мудрыми и прогрессивными оказываются представители церкви. Так, на недавнем «круглом столе» на тему «Защита детей от информации в сети Интернет, причиняющей вред их здоровью и развитию», который проводила краевая Дума, приглашённый священник сказал, что бессмысленно действовать одними запретами. Воспитывать детей надо. Растить их такими людьми, которым негативная информация попросту не может причинить вред. Это, конечно, самый сложный путь и самый непопулярный. Потому что не нуждается в денежных потоках (что тут же приводит к потере интереса почти всех причастных структур и лиц) и предполагает ответственность. Бездарным родителям и воспитателям проще всего спихнуть всё на интернет, который портит детей. Мол, пока его не запретят или не превратят в строго охраняемую зону, ничего поделать они не могут. Но лишь воспитанный человек сам отфильтрует ненужную информацию. Подростковые бунты в хороших семьях проходят довольно быстро и безболезненно. В конце концов, многие из нас получали сексуальный ликбез посредством найденных в родительском шкафу видеокассет, но в большинстве своём не выросли извращенцами. Так и здесь. Любые табу легко преодолеть в определённом возрасте. Важно, чтобы запретный плод на пробу оказался невкусным и неинтересным. Впрочем, во многом правы и те, кто вообще предлагает не пускать во всемирную паутину детей моложе 10 лет. Пусть учатся жить в реальном мире, освоить виртуальное пространство они успеют и в менее нежном возрасте.
Другое направление государственной экспансии – борьба с пиратством и экстремизмом в сети. Тут есть уже конкретные законы и прецеденты. Впрочем, эффективность мер пока оставляет желать лучшего. Когда закрыли самый популярный в стране торрент-трекер, он продолжил свою работу под другим именем, вне зоны досягаемости российских правоохранительных структур. А последний закон, делающий интернет-СМИ ответственными за содержание комментариев на своих сайтах, оставляет больше вопросов. С одной стороны, хозяин должен отвечать за то, что творится у него дома, и раз уж назвался средством массовой информации, то изволь соблюдать соответствующие законы. С другой – открылось широчайшее поле для подстав и провокаций. И, как ни крути, свободу слова в очередной раз придушили.
Наконец, третий флагман экспансии – «виртуальное правительство», перенос в интернет части государственных услуг населению. Его изо всех сил саботируют чиновники, лишающиеся не только постоянной кормушки, но и возможности ежедневного самоутверждения за счёт «просителей». Но, хочется верить, адекватных людей, особенно в высших эшелонах власти, хватит для того, чтобы преодолеть сопротивление бюрократической машины. Но, как ни странно, и простые люди не спешат пользоваться благами интернетизации. Для многих привычнее толкаться в очередях, кланяться в ножки и протягивать конвертики. И возможно ли выдавить эту скверну из нашего народа – пока неясно.
Как бы то ни было, Российское государство, пусть вяло, переползает во Всемирную паутину. С запозданием лет на двадцать, ещё толком не представляя, как это лучше сделать. В результате русский сектор интернета неизбежно изменится. В нём станет больше порядка, меньше свободы, но он ещё сильнее проникнет в повседневность. Ну а для государства, как и для родителей, это вопрос ответственности. Всегда есть выбор: либо начать запрещать, либо навести порядок, не ущемляя ничьих прав. Надеюсь, что первые робкие шаги российских властей – признак того, что они избрали второй путь.


Станислав МАСЛАКОВ.



Последние новости

Все новости

Объявление