Владельцы оружия стали сознательнее
Елена ПавловаОтдел лицензионно-разрешительной работы раньше находился в системе ГУ МВД по СК. Теперь он – в Росгвардии. Функции и задачи остались те же. Главная – контроль за оборотом легального оружия, дабы не допустить попадания оного в руки преступного элемента.
Посему и законодательство, и контроль в этой области не резко, но поступательно ужесточается.
Начальник отдела Сергей Абрамов показывает так называемые единицы оружия, изъятые на этой неделе у нерадивых хозяев. Тут в основном образцы оружия самообороны: несколько «Ос» и две «Сайги». Импортных нет. Они вообще сейчас достаточно редки – в обороте только те, что были приобретены до запрета продажи «оружия ограниченного поражения» через торговую сеть.
А причина изъятия, как правило, одна: просрочено продление лицензии.
Дело это хлопотное, ибо по новой надо собирать медицинские справки (тест на наркотики и прочее), в определенных случаях – подтверждать знания о правилах хранения, использования. Но так диктует закон и, надо признать, диктует правильно.
Но изъятие не есть конфискация. Собрав все справки и продлив лицензию, владельцы получат оружие обратно.
Однако Сергей Абрамов отмечает: в последние годы владельцы оружия стали намного дисциплинированнее, чем раньше. Административных правонарушений, связанных с использованием и хранением оружия, меньше год от года. Так, например, с января по 20 марта нынешнего года таких правонарушений зафиксировано 89, а в прошлом году (за этот же период) – 160. В позапрошлом – еще больше… Это тот случай, когда «тенденция снижения» радует.
Есть и другая положительная тенденция: люди стали меньше приобретать оружия. Были периоды, когда народ активно «вооружался».
Нередки сейчас и обращения граждан с заявлениями о прекращении действия их лицензии по причине того, что люди не хотят больше нести тяжкое бремя ответственности. Так что свои «травматы» многие дарят или продают, а лицензию «закрывают».
Ответственность тут и правда большая. И требования обоснованно высокие. Как минимум раз в год условия хранения оружия проверяет у владельца участковый. Тут и после перехода лицензионно-разрешительной службы в Росгвардию ничего не изменилось. Потом участковый направляет акт проверки в ЛРС.
Также достаточно активно население избавляется от некогда популярных газовых пистолетов (сдает в утилизацию). Но их век объективно закончился с появлением пистолетов травматических (с резиновыми пулями).
Если говорить языком цифр, то в Ставрополе сейчас зарегистрировано 10 тысяч владельцев оружия и 50 юридических лиц, располагающих оружием служебным. Всего в пользовании лиц физических и юридических находится 20 тысяч единиц легального зарегистрированного оружия. Незаконным оборотом оружия занимаются другие структуры: уголовный розыск и ФСБ.
Тем не менее работы много. На просьбу вспомнить одно из самых интересных дел Сергей Абрамов пожимает плечами:
- У нас все интересно. Но одно из самых запоминающихся дел было в 2010 году. И не только потому, что оно было резонансным. Время и обстановку тогдашнюю Вы, наверное, помните. В числе многих раздражающих факторов для населения были и любители «пострелять в воздух». И вот в ДК во время свадьбы такой инцидент произошел… Нас тогда поддержала прокуратура, и по поводу пальбы в общественном месте и нарушения общественного порядка на нарушителя было заведено не административное, а уголовное дело. Это оказалось эффективной мерой.
- Были попытки легализовать оружие, вывезенное, скажем, с Украины, других неспокойных мест?
- Нет. Не зафиксировано. К тому же мы не занимаемся боевым оружием, только гражданским.
- А сколько в городе магазинов, специализирующихся на продаже гражданского оружия?
- Семь.
- Законы о легальном обороте оружия ужесточаются и в отношении них?
- Конечно. Это касается и хранения оружия, и четкого учета данных о тех, кому они это оружие продают.