Вместо школы – руины
Лариса ДенежнаяВ стране разгораются один за другим коррупционные скандалы. На квартирах и в домах чиновников всякого ранга находят залежи денежных купюр в рублевом и долларовом эквиваленте. А на окраине Ставрополя зарыли в землю миллионы рублей и… забыли. Бюджетных денег. И, что удивительно, никто за это не пострадал. А ведь начиналось все красиво: закладку фундамента будущей новой школы на Чапаевке отметили с помпой, пригласив журналистов. С тех пор прошло двадцать лет. Возведенный фундамент превратился в руины. Подобного долгостроя социального объекта, наверное, в истории города не было никогда.
Двадцать лет назад я была мамой первоклассницы. Начало девяностых. Трудное время. Ближайшая школа – на крайзо. И единственный автобус - оранжевая «гармошка», ходивший на нашей окраине с периодичностью раз в двадцать - тридцать минут. В холодные зимы со снежными заносами-гололедами добираться детишкам до школы - целая проблема. Частенько водители высаживали пассажиров перед затяжным подъемом дороги, ведущей от Чапаевского переезда вверх. Стометровку преодолевали пешком. Школьники с тяжелыми ранцами шли вместе с другими по обочине трассы. «Чапаевские» часто опаздывали на уроки из-за проблем с транспортом. Правда, учителя им это прощали.
А тут ученики начальных классов принесли родителям домой радостную весть: на Чапаевке строится школа, заложили фундамент. Те, кто жил на окраине, переживали предстоящую разлуку со своими одноклассниками. Учителя в своих классах переписывали «чапаевских», кто перейдет в новую школу. Тогда называли фантастический по тем временам срок будущего строительства - год. Многим слабо в это верилось, памятуя советские времена…
А через шесть лет в ожидании автобуса мерз зимой на остановке мой младший сын. Транспорта стало еще меньше, интервал движения автобуса - еще длиннее. Однако родители «чапаевских» детей тогда надеялись: должны реанимировать стройку. В планы капитального строительства периодически вносили школу на окраине. А когда начинали делить бюджет, этот объект вылетал из планов первым. А что? Окраина. Плотность жилой застройки, где в основном частный сектор, - маленькая.
Дочь закончила школу, еще более дальнюю от дома, потом – университет. Сын пришел из армии. У них появились детишки. А меня не покидает мысль: неужели и внуки не дождутся школы?
Заброшенная стройка не раз привлекала взгляды бизнесменов разного ранга. Пустует такая территория! Просто лакомый кусок. Рядом – транспортная развязка, коммуникации. Чистый воздух. Лесополоса. Слава Богу, чиновники не соблазнились на разные посулы. Огромная территория так и осталось зарезервированной за школой. Но и только.
На днях мы нанесли визит на заброшенную стройку. Она произвела гнетущее впечатление. Предприимчивый народ что мог, разобрал и унес отсюда. Все, что не разрушило время. В котловане фундамента за это время выросла… роща. Деревья трехметровой высоты. Орешники посеяли… сороки - рядом здесь росла ореховая роща. Кто-то вывалил строительный мусор. Осталась полуразрушенная строительная бытовка со следами временного проживания. Рядом – еще уцелевшие стены кирпичного здания, видимо, хозяйственного назначения. Стенные перегородки, говорят, разобрали в нем давно и увезли по кирпичику. Ремонтную яму для автотранспорта приспособили автомобилисты для своих нужд – здесь валяются емкости от масла и масляные фильтры.
Территория, огороженная забором, давно никем не охраняется. Социального объекта как бы здесь не существует. А значит, нечего и незачем охранять?
Между тем в районе так и не построенной школы уже живет третье поколение горожан. Выросло несколько новых кварталов, появились многоэтажные дома и зона малой этажности. Здесь живут много молодых семей с детьми. Теперь новые родители задают тот же вопрос: а будет ли здесь школа?
Фото Юрия РУБИНСКОГО.