Во всем виноват Сармат

Андрей Цындрин

Во всем виноват Сармат

«Ставрополь самый оползневый город России. Интереснее всего, что наши оползни вообще не поддаются расчетам! С этим нужно что-то делать. Если вы не против, я хочу вам что-то показать», - в редакцию звонил профессор Борис Галай. Из разговора стало ясно, что беспокоится он небезосновательно и действительно искренне переживает за родной город. В общем, обо всем по порядку.

Поводом для встречи послужил оползень на Малой Объездной. Тихо и незаметно, сантиметр за сантиметром тягучая земляная масса съедает дорогу и уже почти загородила одну полосу движения из четырех.

- Первые сильные дожди, и все это – видите, какие щели здесь, - превратится в сель,- показывает профессор, облокотившись о покосившуюся опору троллейбусных путей. – Тут, по моим расчетам, где-то миллион кубометров грунта. Если это действительно произойдет, дорогу заблокирует полностью. Городским властям следует обратить на это внимание и произвести здесь профилактические работы, а не устранять более тяжелые последствия, вкладывая сюда потом миллионы. Но на мои призывы почему-то никто не обращает внимания.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится - так было и в середине девяностых. Тогда в Ставрополе, по выражению Галая, «затрещало» 400 домов. По этому поводу собрали специальное совещание с привлечением маститых ученых и специалистов. Но до конца решить и изучить проблему им так и не удалось.

Во всем виноват Сармат

- Во всем виноват Сармат. Как известно, наш город стоит на отложениях древнего Сарматского моря. Это глина, песок, известняк. Такие породы очень хорошо впитывают влагу. Отсюда - просадки грунтов. А если учесть, что город стоит на возвышенности... Влага накапливается в грунте. Какие именно процессы происходят под землей, никто не знает. Поэтому при проектировании зданий необходимо проводить целый комплекс противооползневых мероприятий, а не бороться с разрушением грунта только одним методом, как делается сейчас. Для этого нужно привлекать науку, - рассказывает Галай.

Дело в том, что при строительстве застройщик сам проводит изыскания и проектирование, но делает он это только на том месте, где будет его объект.

- При строительстве жилого дома по ул. Морозова в центре Ставрополя появились трещины в двух соседних 5-этажных 100-квартирных домах. Нужна была основательная инженерная подготовка, - уверяет доктор геолого-минералогических наук.

Невнимание к столь серьезной проблеме непонятно ученому. По его словам, все письма в различные инстанции с просьбой обратить внимание на оползневую проблему не находят ответа.

- Я уже который раз твержу, что необходимо создать список потенциально опасных объектов. Кстати, после того как я дошел до министра МЧС Шойгу, такой список был составлен нашей Службой спасения, но воспринимать его объективно навряд ли получится. Сами посудите: приказ составить перечень в короткие сроки обернулся тем, что туда записали все подряд.

Вести учет просевших и затрещавших домов, по словам ученого, можно и другим, применяемом в других городах способом. К примеру, в Ростове, где с оползнями дело обстоит приблизительно так же, как и в Ставрополе, ежегодно проводятся паспортизация и мониторинг опасного жилья.

- В любой момент глава города может открыть базу данных на своем компьютере и посмотреть подробную информацию об аварийном или потенциально аварийном доме и принять заранее необходимые меры.

Создать такую базу данных для Ставрополя, в отличие от Ростова, не составит особого труда, если учесть, что там на балансе муниципалитета находится около 10 тысяч домов. В нашем городе их всего 2,5 тысячи.

Во всем виноват Сармат

После того как мы с профессором прошли оползневый участок на Малой Объездной вдоль и поперек, он предложил посетить еще одно место неподалеку. Огромная масса грунта сползла вниз во двор семейного общежития по адресу: Малая Объездная, 10. Под угрозой оказались и частные постройки на верху склона. Установленная коммунальными службами железобетонная стена, которая должна была сдерживать оползень, поломалась, как картон.

- Вот о чем я говорил! Грунты в Ставрополе настолько непредсказуемы, что необходимо проводить целый комплекс противооползневых работ, для того чтобы удержать склон. Причем сделать это можно намного дешевле. Одно только инженерное решение проблему не решит, - утверждает Галай.

Та система контроля за строительством, которая существует сейчас, по мнению ученого, достаточно объективна и не требует каких-либо изменений. Однако надзор за проблемными строениями оставляет желать лучшего.

- Да, во всем виноват Сармат, но проблемы нужно решать сегодня - объединившись, системно, ведь причина не только в природном факторе (подтопление, просадка грунтов, оползни, суффозия, неотектоника и сейсмика). Чтобы человеческая беззаботность не стала причиной катастрофы, - подчеркнул, заканчивая беседу, ученый.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление