Водитель, нажми на тормоза!

Василий Скакун

Водитель, нажми на тормоза!

У меня уже за годы сложился определенный режим в написании новых статей. По одной я должен выдать в понедельник и вторник – это самые трудные дни, и я иногда в воскресенье набрасываю черновики избранной темы. Затем среда и четверг приходятся на одну статью и так же пятница и суббота. И так постоянно - зимой и летом, весной и осенью. Самое трудное в этом деле – подобрать тему-сюжет, а уж как ее раскрыть, так это дело техники, причем со строгим соблюдением объема – четыре стандартных листа рукописного текста. А к этому меня приучила редакция «Вечернего Ставрополя», на страницах которого я вот уже шесть лет еженедельно веду свою рубрику.

И вот очередная среда, понедельник и вторник пройдены достойно, но что писать сегодня – ума не приложу. И вдруг на перекрестке увидел машину, пропускающую на правом повороте пешеходов, но который одновременно мешал тем самым едущей следом (но по прямой) маршрутке. Надо было видеть лицо водителя этого общественного транспорта: с его губ лилась ругань, которая смешивалась с непрекращающимся сигналом клаксона. И... вот она, тема.

Я с давних пор присматривался к поведению людей за рулем. Помню, в стародавние советские времена, когда мне за спортивные заслуги позволили (к великой радости) приобрести первый в своей жизни автомобиль «Жигули» (а это был 1972 год). Только-только Тольяттинский автозавод начал производство, и мне повезло. У нас в те времена были уже маленькие дети, и мы семьей зачастую ездили ночами то в Донецк к друзьям, то еще куда – детей уложим и ведем машину по очереди с женой. На автодорогах в 70-е годы транспорта было совсем немного, но вот что показательно, особенно для тех времен, ведь машина тогда была предметом определенной гордости, коль все остальные не имели возможности ею обладать, и ее хозяева наверняка каким-то образом эту гордость должны были обозначать. А как? Все просто – ночью на призывы встречной машины перейти с ослепляющего дальнего света на ближний не реагировать никак. Вначале я после нескольких попыток призыва к благоразумию сам включал дальний – мол, получай, коль ты такой. Но затем независимо от реакции водителя встречной оставался на ближнем свете; некоторые следовали моему примеру, но основная масса просто игнорировала эти призывы к разумности.

Когда же в восьмидесятых годах мы стали без санкций Спорткомитета СССР выезжать за рубеж и даже колесить там по городам и трассам (друзья охотно доверяли нам руль), то впервые познакомились с этим жестом благодарности, когда уступившему полосу водителю другой участник движения выражает признательность включением аварийных сигналов. Это было так понятно и приятно чувствовать себя совершившим доброе дело. И тогда приходит понимание, что внутренняя структура человека, его характерные черты проявляются абсолютно одинаково вне зависимости от того, чем занимается их хозяин. Но когда он, чертыхаясь, копает собственный огород или забивает в стену гвозди, то нанесенный ущерб от отрицательной энергетики присутствует и, естественно, распространяется в околоземное пространство, заряжая его негативом. Но когда это на трассе, тогда как бы интуитивно чувствуешь, что ты не в стане друзей, быть может, они и не враги в прямом смысле слова, но то, что недоброжелатели, так это точно. Посмотрите на лица тех водителей, которые на светофоре, например, позволяют себе на красном свете обойти всех стоящих в ряду и стать первым. Ведь у кассы, которая, например, принимает платежи, если кто-то пытается нарушить законы живой очереди, его считают наглецом, ведь так.

Мы никогда не задумывались о том, что является причиной столь многочисленных аварий и в городах, и на трассах. Это даже не убитые дороги, их узость или отсутствие должной разметки, это даже не техническое состояние автотранспорта или за деньги приобретенные права. Все дело в отсутствии основы – чувства элементарной уважительности ко всем участникам дорожного движения. Наверняка (а это подтверждает и статистика) чисто аварий с летальным исходом напрямую зависит от морально-нравственного климата в стране или регионе, то есть от общего уровня недоброжелательности, которую будущие участники трафика не получили в семье, школе и вузе. И даже на курсах обучения основам вождения не преподают этику. О какой этике может идти речь, если так называемым курсантам стараются дать как можно меньше практических занятий с целью экономии топлива и времени инструктора, да и получить права без взятки, практически узаконенной, не удается никому. И когда едешь по трассе или торчишь в городских пробках (особенно), чувствуешь не столько бензиновый смог в воздухе, сколько энергетику всеобщей неуважительности и пренебрежения к тебе как участнику движения. Смог можно измерить и, быть может, улучшив работу двигателя, снизить его влияние на здоровье водителей. Но энергетический смог не только удушлив, главное то, что он способен распространяться как невидимая инфекция на всех тех, кто держит в руках рулевое колесо, что не может не вести за собой ошибки малые и большие, иногда и с серьезными неприятностями.

Но и на этом проблемы не заканчиваются. Еще одни недруги водителя – это полиция. Во всем мире человек с погонами на трассе – это первый, а зачастую и единственный, помощник, если водитель попал в капкан непредвиденных обстоятельств. У нас же это своеобразная жандармерия с явно выраженным желанием нажиться на нарушении и присвоить эти деньги. Помните, как пел Вл.Высоцкий: «Обложили меня, обложили, гонят весело на номера!». Вот так-то и живем, не зная, где и за что укусят.

Но вот что интересно – с увеличением числа автомашин, по всей вероятности, интуитивно стало потихоньку распространяться чувство необходимости быть более учтивым, пропуская кого-то попавшего в затруднительное положение и получая от него то самое благодарное мигание аварийных фонарей. Ведь энергия благодарности и уважительности способна к самораспространению. Тебе сделали приятное, и ты, запомнив его, уже необъяснимо хочешь поделиться этим с другим.

Размышляя об этом, вновь и вновь возвращаешься к выводу о том, что все недоразумения жизни, в том числе и обстановки на дорогах, зависят от того, насколько управляем ум человека. Это он, всех обижающий, это он, желающий всех обойти и, быть может, унизить, показав свое или марки машины превосходство. Мы уже неоднократно убеждались в его ненадежности и даже предательстве в отношении к своему единственному хозяину – человеку. Но те зародыши добродетели – это уже позывы разума в пробуждающемся человеке, и помочь им оформить свои полномочия в жизни наша задача. Ведь добрые традиции, которые подпитывает сердце благодарными ответами, становясь нормой жизни, помогают видеть вокруг не врагов, а не проснувшихся попутчиков и своими добродетельными действиями ты пытаешься будить их, застрявших в летаргическом сне невежества. И если каждый из нас, проснувшихся, будет в течение дня, находясь за рулем, получать как минимум семь сигналов благодарности, знайте, еще на семь человек прибавилось в нашем добром начинании – сделать дороги местом встреч доброжелательных людей.

Сегодня ехал на работу и в затруднительной ситуации, в которой оказались соучастники движения, притормозив, пропустил несколько машин. Так из одной высунулась рука со сжатым кулаком и вытянутым пальцем восхищения вверх. Ну вот еще один понял, как приятно быть добрым.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление