Вокзальная, 16: две недели без воды
Лариса РакитянскаяПозавчера, 15 января, в редакции раздался звонок: «Помогите! Мы уже две недели сидим без воды».
Дмитрий Сарагин и его жена Елена сообщили нам, что с 4 января нет воды на Вокзальной, 16, в трех квартирах. Люди много раз обращались в ЖЭУ-5, в «Водоканал», а 15 января с утра сам Дмитрий побывал в ЖЭУ, чтобы узнать, когда же ждать мастеров. Ему в домоуправлении ответили: сейчас к вам поехала машина. А когда Дмитрий приехал домой, не застал никого.
Люди пытались и сами себе помочь: асфальт вскрыли. Наверное, вода замерзла, решили жильцы. А добравшись до трубы, разогрели ее докрасна. Там – ни капли.
Дом на Вокзальной, 16, 1907 года «рождения», но с водой такая ситуация впервые.
– Мы обращались не только в ЖЭУ, звонили даже на телефон доверия губернатора, - рассказывал Дмитрий Сарагин. - Если бы у нас не было в семье маленького ребенка (мальчику 18 числа годик исполнится. – Л. Р.) да пожилой бабушки, нам было бы проще. А так приходится в бутылках домой воду таскать.
Дома наши старые, раньше они относились к железной дороге, у меня бабушка – железнодорожник. Еще в 70-е годы прошлого века нам разрешили пристройку, ее делала ведомственная строительная организация. Провели газ, воду, все это сделали еще в 1975 году, по словам нашей соседки. И мы не самовольно это делали! А нас несколько лет назад отдали городу, а теперь в домоуправлении говорят: у вас нет документов на воду. За все коммунальные услуги мы регулярно платим. Летом побелили дом – это домоуправление сделало.
- А я обращался к дежурной в ЖЭУ-5 еще 5 января, - продолжает Дмитрий, - мне она пообещала: сегодня-завтра подъедем. Приходили 6 числа дежурные, особо инструментов нет, сказали: давайте до 9 января отложим. 9 весь день просидели, никто не пришел. Опять еду в ЖЭУ, там опять говорят: подождите, у нас пятиэтажка без воды. Мы говорим: давайте заявление напишем. Отвечают: пишите, но заявления вообще в течение месяца рассматриваются. Так что сидите и ждите...
Дмитрий рассказывал, что в ЖЭУ по телефону 26-02-61 очень трудно дозвониться – либо трубку бросают, либо не берут вовсе. Я проверила – правда. 15 января в 13 часов 15 минут начала звонить в ЖЭУ-5. Занято в течение 5 минут. Позвонила в приемную – никто не берет трубку. В 13-20 все-таки дозвонилась в диспетчерскую.
Диспетчер Эмилия Рубеновна (фамилию назвать отказалась) передала трубку неизвестной мне женщине. А та, после того как я представилась, назвать себя отказалась и очень строгим голосом, перебивая, сказала:
– Вы обращаетесь ко мне как к организации. Все вопросы только к руководителю...
Разговор на этом закончился. К руководителю я все-таки дозвонилась, и Александр Едигарян так прокомментировал ситуацию:
– Этот дом принадлежал железной дороге, поэтому нам переданы были дома в запущенном состоянии. Они нам квартплату платят. Но там нет никаких технических условий, самовольно проведены сети, по вызову наши мастера выезжали, чтобы совместно с жильцами помочь раскопать и обеспечить подачу воды. Но, не имея технических условий, мы не имеем права ничего делать.
– Неужели отсутствие технических условий - такой камень преткновения в столь чрезвычайной ситуации?
– Да, мы не можем сети найти, не знаем, где копать.
– В таких случаях что делать?
– Обычно мы такие вопросы решаем совместно с «Водоканалом»: просим поднять чертежи, это все платные услуги. Они поднимают архивные данные, и тогда работы начинаются. А жилой фонд в нашем районе действительно очень старый, в него надо вкладывать большие средства. Ведомственные дома были переданы в ЖЭУ в очень плохом состоянии.
– Когда, по вашим расчетам, на Вокзальной, 16, появится вода?
– Сейчас занимается мастер. (Разговор с директором ЖЭУ-5 происходил 15 января в 14-15. - Л. Р.). Сегодня к вечеру должен быть ответ – то ли «Водоканал» привлекать, то ли своими силами решать проблему. Никто не ожидал таких морозов. А сети были уложены не по нормативам.
– Когда вы сами узнали о ситуации на ул. Вокзальной?
– С вашего звонка, 15 января. Потому что у нас есть диспетчерская служба, есть мастера, они занимаются.
– А они вам разве не докладывали?
– Нет. Но сейчас вопрос заострился. Повторю: там система водопроводных сетей очень стара, и такая авария просто не могла не случиться рано или поздно.
Во второй половине дня 15 января бригада ремонтников ЖЭУ-5 побывала на Вокзальной, 16. Еще раз убедились: вода замерзла на вводе, то есть это уже – территория «Водоканала». Позвонили туда, написали заявку, а жителям пообещали, что ситуация с водой разрешится в течение ближайших двух дней. В «Водоканале», мол, есть техника, которая отогревает трубы, но проблема в том, что подводящие коммуникации к этому дому ведомство в свое время так и не передало на баланс «Водоканала», так что муниципальное предприятие будет ремонтировать как бы «ничейные» трубы. А это – непредвиденные расходы...
Все это говорится к тому, что виновников аварии теперь и найти трудно: назвать ЖЭУ-5 главным «стрелочником» проще простого, но речь тут лучше вести в целом о системе. Очень многие ведомства в свое время облегченно вздохнули, когда по «силовому» решению «спихивали» старые дома, бывшие на их балансе, в муниципальный жилищный фонд. Отдавали по принципу «на тебе, Боже, что нам негоже», а город нес и несет эту тяжкую ношу на своих плечах, едва успевая латать дыры. Текут крыши, рвутся трубы, гниют старые деревянные лестницы.
Александр Едигарян так и сказал: уповаем на Правительство РФ, которое летом прошлого года приняло решение о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ. Но и тут много «запятых», ведь теперь собственник – главное «действующее лицо», в том числе – и в вопросах капитального и текущего ремонта жилья. И наши с вами денежки тоже не последнюю роль играют.
Эта «максима» реформы ЖКХ нашла свое подтверждение вчера: в 10 часов 20 минут, когда на Вокзальную, 16, прибыл некий мастер. Жильцам сказал: трубы отогреем, но эта услуга – платная, собирайте по полторы тысячи с квартиры. Если люди найдут деньги, то отогреем, а нет – уедем. И уехали. Редакционная машина разминулась с ним минутами. Когда я вернулась в редакцию, позвонила на сотовый телефон того самого мастера. Спросила: вы из «Водоканала»? Нет, мы частники, к нам обратились работники ЖЭУ с просьбой помочь. При этом жильцам весьма невнятно этот мастер объяснил, откуда же он прибыл. Люди поняли, что человек этот как-то связан с «Водоканалом».
А платить за отогрев труб хоть частникам, хоть официальным службам – дело проблемное. Если семья Сарагиных еще найдет деньги, то откуда возьмет их, к примеру, Анна Ивановна Шанина, проживающая во второй квартире, если у нее пенсия – 3 тысячи рублей, плюс тысяча – доплата за прожитые 80 лет? А между тем Анна Ивановна – ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны, 35 лет проработала на железной дороге, а потом еще трудилась со шваброй – мыла полы в ЦУМе.
Раиса Петровна Мельниченко – тоже ветеран Великой Отечественной, медицинский работник, инвалид первой группы по зрению. А в третьей из «безводных» квартир живут квартиранты...
Чтобы поставить точку в этом материале, я долго пыталась выяснить, когда же все-таки придет вода на улицу Вокзальную, 16. Директор МУП «Водоканал» Вячеслав Сергиенко сказал следующее:
- Заявки, поступающие от ЖЭУ и управляющих компаний на ремонтные работы в муниципальном жилом фонде, мы выполняем максимум в течение двух дней. Так что уже сегодня к вечеру (то есть 16 января. – Л. Р.) или сегодня до обеда вода у людей будет.
P.S. Когда верстался номер, на Вокзальной уже работала бригада «Водоканала», и в 16.05 воду дали.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.