Волевой человек Лена Тикунова

Тамара Коркина

Внезапная болезнь

Как приходит к нам тяжелое испытание? Возможно, так, как оно пришло в семью Тикуновых. Лидия Ивановна и Валерий Данилович растили двух девочек – Анну и Лену. Обычная семья, обычные радости и горести, без которых не обходится нормальная повседневная жизнь. Но как­то жизнерадостная десятилетняя Леночка пожаловалась на то, что ей трудно вставать на пятки. Возникшее однажды неудобство больше не отпустило ее. Врачи поставили диагноз — как страшный приговор вынесли: миопатия, или прогрессирующая мышечная дистрофия. Это обозначало, что отныне организм девочки в полной власти достаточно редкого, неизлечимого заболевания. Причину такой беды объяснили просто — это наследственное.

Как говорит Лидия Ивановна, в обозримом родстве у Тикуновых и близко такого не было, разве где­нибудь в десятом колене…

Поддержка школы

То, что здоровым детям дается как бы само собой, Леночке и ее родителям стало стоить огромных усилий. Взрослые и мысли не допускали о том, что девочка из­за нездоровья должна чего­то лишаться. Лена училась в третьей школе, о которой, к слову сказать, и сегодня говорит с большой любовью и благодарностью. Школа не только разделила с ней ее беду, но и предприняла все, для того чтобы умная, усердная ученица получила хорошие знания. Когда болезнь сделала невозможным ее присутствие в классе, учителя стали заниматься с Леной индивидуально. И ни разу не было, чтобы кто­то из них опоздал, пропустил занятия. Эта вот обязательность, ответственность, уважительность укрепляли в Лене силу духа и уверенность, что с такой поддержкой она многое может преодолеть.

Выпускницей Лена стала в девяносто восьмом году.

Становление личности

Дом напротив «Красного металлиста», обычная квартира с типичным советским интерьером, икона «Нерушимая стена», постоянно горящая перед ней лампадка. Компьютер на столе, книги. Наш фотокор Юрий Рубинский, как ему и положено, просит наших героинь встать и так, и этак – ищет зрительный образ. Лидия Ивановна каждый раз бережно поднимает дочь и помогает ей сесть. Леночка смущенно объясняет: «Когда есть твердая опора для рук, я и сама могу подняться…»

Сегодня Лена — аспирантка СевКавГТУ. Тема ее диссертации «Социальные барьеры реализации карьеры людей с инвалидностью».

— Карьера – это и профессиональное продвижение человека, и становление его как личности, — поясняет мне Лена.

В аспирантуре она первый год, сейчас пока изучает теорию, а потом начнется экспериментальная работа – социологические опросы, анкетирование людей с ограниченными возможностями.

Хотя, думаю, Лена, как никто, могла бы написать диссертацию только на материале из своей жизни.

«Папа на двенадцатый этаж носил
на руках…»

У истоков лично ее карьеры, а точнее, выбора профессии, можно смело поставить Валерия Валентиновича Митрофаненко. Думаю, многие помнят, что какое­то время он возглавлял министерство труда и социальной защиты населения края. Лена с друзьями приехала в библиотеку для слепых, где проводилось мероприятие для инвалидов. А организовывал его как раз Валерий Валентинович.

— Мы разговорились, он рассказал о кафедре социологии и социальной работы гуманитарного факультета политехнического университета, где трудился, — рассказывает Лена. ­ Пригласил побывать у них... Когда я пришла, он познакомил меня с заведующим кафедрой Валерием Кирилловичем Шаповаловым. Валерий Кириллович принял меня очень приветливо: «Было бы хорошо, если бы вы поступили к нам учиться…» Сейчас Валерий Кириллович – научный руководитель моей диссертации, я безмерно благодарна ему за все, что он для меня сделал.

…Просто абитуриенту надо было иметь знания, все остальное шло само собой. А для Лены все было проблемой – добраться, подняться, сесть за стол. И все же она стала студенткой заочного отделения.

На первом и втором курсе ходила на лекции в главный корпус, а потом начались проблемы. Институт арендовал здание у завода «Нептун», и факультет, где училась Лена, расположился на верхних – с восьмого по двенадцатый ­ этажах. Впрочем, проблемой было не расположение, а то, что в здании несколько лет не работал лифт. Его пустили, когда Лена добралась до пятого курса.

— Когда было очень нужно, папа носил меня на двенадцатый этаж на руках, — рассказывает Лена. – А в экзамены преподаватели, наоборот, спускались на первый, чтобы мне не подниматься.

Я поддаюсь Лениному благодарному чувству и прошу назвать хотя бы несколько фамилий наиболее добрых и участливых преподавателей.

— Да у нас все замечательные! — горячо отзывается Лена. — Елена Борисовна Горлова, Надежда Павловна Клушина, Владимир Сергеевич Ткаченко, Маргарита Николаевна Коныгина, Татьяна Ивановна Барсукова — ой, да всех надо перечислять, все хорошие!

Л идия Ивановна хоть и старается особо не вмешиваться в разговор, но то и дело помогает дочери — то фамилию напомнит, то какой факт подскажет. Потому что жизнь дочери – это и ее жизнь, во всех деталях и подробностях. Во время учебы она ее сопровождала постоянно. Вот она призадумалась: «Господи, а сколько я по библиотекам побегала!»

Что вызывает слезы…

Лена убеждена и, наверное, напишет об этом в своей диссертации: институты, поликлиники, магазины, транспорт — все строилось и создавалось исключительно для здоровых людей. Даже установленные сейчас кое­где пандусы ведут лишь на первый этаж. А как добираться до второго, третьего? Самой ей по пандусу, да еще с крепкими, удобными перилами, подниматься не то чтобы легче, а сподручнее. Но вот кто придумал обкладывать пандусы тротуарной плиткой, которая в холодную погоду становится скользкой? Подобных вопросов у Лены сотни. Хоть город и старается создавать «безбарьерную среду для маломобильных групп населения», это всего лишь первые шаги.

Плохо, когда к нуждам инвалидов не приспособлена окружающая среда. Но еще горше, больнее, когда к участию и добросердечности не приучены людские сердца.

— Сколько я переплакала, когда нам надо было ездить троллейбусами! — говорит Лидия Ивановна. — Вместе с другими в среднюю дверь нам просто не войти, дочку могут задеть, толкнуть. А уговорить водителей открыть первую дверь очень трудно. Особенно почему­то жестоки женщины. Они обязательно будут упорствовать – открыта же средняя, идите. И попробуй им быстро объяснить, что мы не можем идти. Как­то одна все же открыла первую, мы поднялись, она нервно так: «Хоть бы спасибо сказали!» А за что, за то, что она выполнила свою прямую обязанность? Хотя, к слову сказать, кланяемся и благодарим мы без устали, мы ведь и в самом деле от людей полностью зависим.

И только единственный раз мы столкнулись с добрым человеком. За рулем сидел молодой человек. Увидев нас, он не только открыл дверь, но и вышел из кабины и помог Леночке подняться. А на конечной остановке, у железнодорожного вокзала, взял ее на руки и вынес… Меня чуть слезы не задушили…

…Вот уже четыре года Лена сама водит «Оку» — на льготных условиях, за полцены, выдало министерство труда и социальной защиты населения края. И тоже — сколько же трудностей пришлось преодолеть!

— Четыре года назад инвалиду практически невозможно было получить права. Через знакомых, через разные инстанции мы добились того, что Лену взяли на обучение. Но — не ручному вождению, как нужно было нам. Мы подняли своих друзей и знакомых, кто только не учил дочку! — вспоминает Лидия Ивановна.

Большие надежды

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление