Вопрос - ответ
Лариса ДенежнаяЗа полгода – два ремонта
— Я купил в магазине стиральную машинку. За полгода она дважды ломалась. То есть из шести месяцев только два она работала с учетом пребывания в ремонте. Причем проявлялся один и тот же дефект. Могу я обменять машинку на другую или потребовать возврата денег?
— При обнаружении дефекта вы могли сразу расторгнуть договор купли-продажи, потребовав возврата уплаченных денег, и не соглашаться на ремонт. Но поскольку техника побывала в мастерской, и не один раз, есть два варианта разрешения ситуации.
12 декабря 2007 года в Закон РФ «О защите прав потребителей» были внесены поправки, которые касаются технически сложных товаров, входящих в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. Стиральные машины-автоматы в этом списке есть. В новой редакции закона оговорены и действия потребителя при обнаружении недостатка в товаре в такой ситуации, как ваша. А именно: в случае невозможности использования технически сложного товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократных ремонтов вы имеете право требовать замены товара или вообще отказаться от него.
Если обстоятельства изменились
– Я заключила договор на монтаж сети и подключение к кабельному телевидению. Оплатила за услуги 500 рублей. Но обстоятельства изменились, я решила отказаться от услуги. Тем более никакие работы не производились – ни закупка кабеля, ни монтаж и пр. О своем решении сообщила оператору кабельного телевидения на следующий день после заключения договора. Но мне не хотят возвращать деньги. Правомерно ли это?
– Нет. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» вы можете отказаться от выполнения услуги в любое время и потребовать возврата уплаченных денег за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов. Так как, с ваших слов, работ никаких не производилось, материал не закупался, значит, вам должны вернуть деньги в полном объеме.
Проверка качества и ремонт – разные вещи
– В ноябре 2007 года я купила сотовый телефон «Нокиа» за 9600 рублей. Через полтора месяца в нем перестала включаться видеокамера. Оформила претензию в адрес магазина, потребовав провести проверку качества товара в моем присутствии. Но работники сервисного центра сказали мне, что это невозможно, мотивируя тем, что специфика работы предприятия не допускает присутствия посторонних лиц в мастерской. Но это же незаконно. Что мне делать?
– В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы имеете право присутствовать при проверке качества товара. Поэтому отказ работников сервисного центра неправомерен. А вот в процессе ремонта действительно присутствие посторонних не допускается – некоторые фирмы-производители оговаривают для авторизованных сервисных центров жесткие условия аккредитации, предусматривающие в том числе и особый режим проведения ремонтных работ.
А плащ расстегивается
– В начале февраля я купила демисезонный кожаный плащ за 32 тысячи рублей. На прошлой неделе, когда стояла теплая погода, я его первый раз надела и поняла, что он, наверное, не подходит мне по размеру. По крайней мере, кнопки в одежде постоянно расстегивались. Но это выяснилось лишь во время носки. Когда примеряла, не ощущала каких-то неудобств. Я пошла в магазин, чтобы обменять плащ на другой, большего размера, но мне отказали в этом. Правы ли продавцы?
– Закон дает на обмен качественного товара, если он не подошел по размеру (фасону, цвету), четырнадцать дней, не считая дня покупки, если вещь не была в употреблении, сохранен его товарный вид и фабричные ярлыки. Вы упустили время для предъявления требований. К тому же вы его носили, даже если всего один день. Другое дело, если в купленной одежде обнаружится производственный брак. Тогда вы имеете право и на обмен, и на возврат денег, и на устранение недостатков за счет продавца. Возможно, в одежде использованы некачественные кнопки. Но это должна подтвердить экспертиза. Применяемая в пошиве изделий фурнитура (кнопки, застежки-молнии) должна быть функционально устойчивой в процессе эксплуатации и при обработке одежды.
Почему не всходят семена?
– В прошлом году я купила семена импортных цветов, но они не взошли. Сейчас наступает новый дачный сезон. Потихоньку покупаю семена. Но боюсь: а вдруг они опять не взойдут? Подскажите, куда можно обращаться в таких случаях? Кто контролирует качество реализуемых семян?
– В таких случаях можно обращаться в управление Россельхознадзора по СК (пер. Крупской, 31/1), отдел семенного контроля, тел. 23–30-13. Нужно сохранить упаковку семян, кассовый чек.