Воспитание грамотного потребителя начинается со школьной скамьи
.общество
Лицо потребителя коммунальных ресурсов образца XXI века определяет уже не «потребительство», как это было прежде, а ответственность, рациональность и требовательность. На формирование этих качеств у жителей многоквартирных домов нацелен проект «Школа грамотного потребителя», которая реализуется на Ставрополье с 2015 года.
Молодые и креативные
Во главу угла «ШГП» поставлены масштабная просветительская работа в интересной и доступной форме и эффективная обратная связь. От такого подхода, в конечном счете, выигрывают все. За несколько лет система сложилась и отлично функционирует. В крае работают 35 просветительских центров, на базе которых ежемесячно и бесплатно презентуются новейшие материалы в сфере ЖКХ, проводятся лекции по самым актуальным темам. Это то, с чем каждый из нас сталкивается каждый день: и мусорная реформа, и водопотребление, и капитальный ремонт, и тарифы. В среднем одно занятие охватывает от 300 до 500 человек. Школа готова работать и по заявкам. Так, индивидуальный проект был недавно подготовлен для общества инвалидов.
«Стараемся строить прямой диалог, ведь лучшая профилактика – разъяснение закона. Шероховатости сразу берутся на карандаш, а то, что нельзя решить на региональном уровне, отправляется коллегам на федеральный уровень», - пояснила начальник отдела информационно-методической работы министерства жилищно-коммунального хозяйства СК Наталия Колесникова.
Учебе, как показала практика реализации названного федерального партийного проекта «Единой России», оказались все возрасты покорны. Но самая благодатная аудитория – это подростки. И дело даже не в том, что это они – завтрашние потребители коммунальных благ, причем потребители грамотные. Это чрезвычайно важно, что в проект активно вовлекается молодежь, те, кому, по словам координатора Школы грамотного потребителя в Ставропольском крае Геннадия Тищенко, предстоит реализовывать постулаты Послания Президента РФ уже в ближайшем будущем.
С молодежью выстраивается наиболее интересный и продуктивный диалог. Своим пытливым умом, яркими смелыми идеями, бурлящей энергией ставропольские школьники уже сейчас вносят вклад в совершенствование, без преувеличения, всей сферы ЖКХ. Доказательством справедливости этих слов может служить финал краевого конкурса «Школа грамотного потребителя».
Победителем стал каждый
Цель проекта «Школа грамотного потребителя» - координировать деятельность краевых министерств и ведомств, так или иначе связанных с качеством предоставляемых в сфере ЖКХ услуг: министерством ЖКХ СК, региональной тарифной комиссией, Роскомнадзором, Водоканалом, жилищной инспекцией и т.д. Идею организации молодежного конкурса подали министерство образования СК и СРО Российского общества «Знание».
«Общественный совет проекта предложил принять участие в организации конкурса в качестве спонсоров тем организациям, которые непосредственно заинтересованы в повышении потребительской грамотности собственников жилых помещений. Мы были приятно удивлены, что помимо наших давних партнеров: «Ставропольской строительной компании» в лице Александра Меликова и компании «Цифроград», возглавляемой нашим коллегой депутатом СГД Александром Резниковым, давно и активно поддерживающих молодежные проекты, свою помощь предложила управляющая компания «Комфорт сервис». Ее директор Анатолий Третьяков на церемонии награждения четко разъяснил свою позицию, сказав, что если управляющая компания действительно хочет создавать комфортные условия проживания для своих жильцов, а не просто зарабатывать деньги, то она заинтересована в правовой грамотности своих клиентов. А молодежь - это не только будущие грамотные собственники жилья, но и, возможно, в будущем, квалифицированные специалисты сферы ЖКХ», - сказал председатель Общественного совета проекта «ШГП» Сергей Медведев.
«Министерство образования, министерство ЖКХ, ГБУДО «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» проводят массу различных конкурсов среди школьников, более ста тысяч ребят ежегодно принимают в них участие. И мы подумали, а почему бы нам не собрать лучших и не дать им возможность представить свои проекты на краевом уровне? По населенным пунктам, из которых прибыли финалисты на награждение в Ставрополь, можно было изучать географию Ставропольского края. Для нас, организаторов, приглашенные финалисты были уже победителями, и мы постарались отметить и поощрить всех, дать оценку их усилиям. Наиболее живой отклик у подростков вызывают темы утилизации мусора, энергосбережения и загрязнения окружающей среды. Это те вопросы, над которыми проект «ШГП» постоянно работает», - прокомментировал событие Геннадий Тищенко.
Надо сказать, что жюри пришлось весьма непросто. Действительно, каждый из проектов «восьмерки» имел изюминку, новизну и практическую пользу. В итоге первое место было присуждено ученице 9-го класса школы № 18 аула Абдул-Газы Нефтекумского городского округа Майсагуль Джуманьязовой (руководитель проекта - учитель биологии Кельдихан Тагандурдыева). Второе – учащейся краевого Центра экологии, туризма и краеведения Анжелике Мананковой (руководитель – педагог дополнительного образования Ирина Макиян). А «бронза» конкурса оказалась в активе ученика 11-го класса школы № 9 имени Героя Советского Союза А. И. Рыбникова станицы Темнолесской Шпаковского района Владислава Раффы (руководитель – учитель географии и истории Наталья Раффа).
Наряду с тремя главными призами организаторами и спонсорами было принято решение учредить специальные номинации за концептуальность, комплексное изучение проблемы, актуальность, глубину исследования и неординарный подход и даже артистизм в представлении проекта.
Все наставники конкурсантов, их учителя также получили памятные подарки от «Ставропольской строительной компании» и «Цифрограда».
О костровых ямах и ртутных отравлениях
Задача авторов состояла в том, чтобы защитить свой социально значимый проект максимально ярко и четко. В распоряжении каждого имелось семь минут. Чтобы все было предельно честно, объявили жеребьевку.
Что же стало объектом исследований конкурсантов?
Открыла презентацию проектов Юлия Фомина из села Сергиевского. Она рассказала о проблеме утилизации энергосберегающих ламп. Оказывается, что 82% ее земляков понятия не имеют, куда надо относить использованные ртутьсодержащие лампы. Между тем эти лампы могут стать источником беды для здоровья. С проблемой Юлия столкнулась, когда ее папа вознамерился выбросить лампу в обычное мусорное ведро. Позднее дочь выяснила, что пункт приема для таких отходов работает в здании сельсовета. Об этом путем раздачи памяток она поспешила уведомить и односельчан и доказала, что проблему можно решить. В проекте было отмечено, что лампы в дальнейшем перерабатывают на ртуть, алюминий и стекло в Невинномысске.
Призер конкурса Владислав Раффа провел эксперимент по компостированию мусора. Он на практике доказал, что такой путь производства «живой земли» является весьма эффективной альтернативой переработки отходов. Поиск вариантов оптимизации свалок привел юного исследователя к выводу, что деревянный экономичный компостер в состоянии изготовить каждый селянин. Ведь свалки не резиновые, озвучил глобальную проблему планеты школьник.
Победительница конкурса Майсагуль Джуманьязова из Нефтекумского района обратила внимание на то, что сегодня человечество использует запредельно много одноразовых товаров. Полиэтиленовые сугробы изуродовали не только окрестности ее аула. Девушка подсчитала, что около восьми тонн мусора ежегодно «производят» ее одноклассники. А между тем тот же пресловутый пластик разлагается до 400 лет. Страшно подумать, что будет завтра. Майсагуль Джуманьязова провела в своем классе анкетирование и предложила поменять отношение к вопросам утилизации отходов. Она справедливо заметила, что чистота начинается с нас самих, с нашего двора, с малых дел. В практической плоскости своего исследования девушка вышла с инициативой и запустила так называемую «Лавку добра». В рамках этой акции школьники стали отдавать в лавку ненужные вещи, которые впоследствии могут кому-либо пригодиться.
Еще один призер конкурса - Анжелика Манакова занялась изучением экологического состояния лесов Ставрополя. Она пришла к выводу, что все они подвержены негативному воздействию со стороны человека.
Свежий взгляд на закоренелые проблемы
Анастасия Колесникова из села Киевка потратила сто часов на свое исследование. Рассуждая о глобальном загрязнении атмосферы, она пришла к выводу, что смертность в ее селе превышает рождаемость. Но долгожителей в Киевке больше, нежели в других населенных пунктах Апанасенковского района. В работе школьницы содержался подробный анализ транспортной обеспеченности. В селе очень много автомобилей, но и велосипеды – в почете.
А Александр Сутормин из Александровского района рассказал о вреде парниковых газов и преимуществах трубчатого вакуумного солнечного коллектора. Он наглядно разъяснил жюри, как сократить использование природного газа.
Настал волнительный момент, когда жюри подводило итоги. А в коридоре в это время о чем-то своем непринужденно болтали совсем не соперницы, а уже подруги – Анжелика Манакова и Майсагуль Джуманьязова. Такие разные внешне – предельно строгая девочка из отдаленного аула в длинном сарафане и ее сверстница из Ставрополя с модной прической и браслетами в стиле «хеви металл». Их территориально разделают сотни километров, но фактически они едины и предельно близки в горячем желании сделать мир лучше. И, надо признать, это у них здорово получается.
На награждении председатель жюри Наталья Колесникова сказала: «Вы думающие, переживающие, классные. Мы идем в одном направлении. Мы все хотим жить в чистой и красивой стране».
Геннадий Тищенко, резюмируя услышанное, сказал, что все работы поразили глубиной, неравнодушием, неординарным подходом к проблемам: «Сложно учить людей в возрасте, а дети понесут все лучшее, что мы сегодня видели, вперед».
Он заверил, что конкурс, так замечательно и убедительно заявивший о своей актуальности, будет продолжаться, но уже в более узком тематическом формате. Для этого сегодня наработан прочный фундамент проекта «Единой России» «Школа грамотного потребителя».
Лилия Быстрицкая.