Воспитать гражданина
Педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета провел «круглый стол» «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах». Собеседниками стали восемь экспертов – это представители федеральных и краевых общественных и научно-исследовательских организаций.
Основные выводы не новы: преподавателю необходимо вернуть возможность воспитания учеников и студентов, учитель должен иметь больше свободы выражать свое мнение, но при этом быть тем самым этическим и нравственным эталоном, на который может равняться современная молодежь. Учитель только тогда сможет воспитать человека гражданином своей страны, когда сам будет грамотным в правовом отношении, а российская идентичность должна формироваться при сохранении самосознания этнических групп (что особенно актуально для Северного Кавказа) и при объединении всех россиян.
Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН, эксперт МШПИ, член экспертного совета при председателе Госдумы РФ, уверен, что российский учитель истосковался по воспитанию с 90-х годов, когда педагогам запрещалось говорить то об одном, то о другом. Но учитель должен «удерживать в себе воспитателя», более того, он сам должен быть первым потребителем гражданского просвещения. И самое главное здесь − обмен опытом.
Сергей Януш, профессор, доктор исторических наук СтГАУ, специалист просветительских программ Фонда мира, считает, что вектор движения должен быть определен на государственном уровне: мы должны знать, для чего живем именно в этом государстве, чего хотим от себя и от государства в целом.
По словам Юрия Васильева, директора Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктора политических наук, мы потеряли воспитательную функцию в сфере образования при формировании гражданских позиций. Потеряли, как ни странно, после того как Россию провозгласили в 1993 году правовым государством. И с тех пор не можем понять, что правовое государство должны строить воспитанные в правовом отношении, имеющие высокую правовую культуру, правовое сознание, правовую грамотность люди.
Форум, предшествовавший «круглому столу», и само мероприятие выявили одну особенность: теория российского образования отстает от практики. Участники «круглого стола» сошлись на том, что встреча стала стимулом для дальнейшей научно-исследовательской работы и доработки теоретической базы в сфере образования, сообщает управление по информации и связям со СМИ СКФУ.