Вот они - нашей дороги… инвесторы!
В реконструкцию железнодорожного вокзала Ставрополя будет вложено полтора миллиарда рублей. Одно из самых непрезентабельных мест краевого центра, пугало для потенциальных инвесторов, мекка для водителей-шабашников и торговцев «домашними» пирожками в ближайшие два года станет современным вокзальным комплексом с высокоразвитой сервисной инфраструктурой.
Однако амбициозные планы инвесторов не должны противоречить интересам города. О первых шагах в сближении сторон шла речь на заседании рабочей группы под председательством главы Ставрополя Николая Пальцева.
Через две зимы
Запланированная миллиардная стройка - часть федерального проекта по модернизации вокзальных комплексов городов России. Решением конкурсной комиссии определен технический заказчик «по созданию многофункционального транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе вокзального комплекса город Ставрополь». Им стало ООО «ДСМУ-Газстрой».
- Предприятие является одной из крупнейших многопрофильных строительных компаний России, - рассказал представитель заказчика по Северо-Кавказскому федеральному округу Вячеслав Биленко. - В ее активе - строительство газопроводов и компрессорных станций, оздоровительные комплексы, административные здания, торговые центры, объекты по программе подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи Ориентировочная стоимость строительства ТПУ в Ставрополе - 1 млрд 450 млн рублей (это четвертая часть годового бюджета города! - Авт.). Из них на развитие привокзальной площади, за облик которой городскую власть не критиковал только ленивый, будет направлено 120 млн рублей.
По словам Биленко, до конца 2010 года планируется завершить разработку, согласование и экспертизу проекта. На строительно-монтажные и пусконаладочные работы отведен еще один год: 1 квартал 2011-го - 1 квартал 2012 года.
- Основные здания и сооружения транспортно-пересадочного узла будут выполнены современными методами монолитного строительства и вписаны в существующий архитектурный облик города, - заверил инвестор. – При этом обеспечение трудовыми ресурсами (до 150 человек. – Авт.), сырьем, механизмами, материалами и оборудованием предполагается в основном за счет привлечения местных источников.
И, наконец, самое главное! Миллиардные вложения были бы бессмысленны при существующей железнодорожной нагрузке на Ставрополь. Очевидно, что проект окупится только при условии развития железнодорожных сообщений.
- В настоящее время принята стратегия развития российских железных дорог до 2022 года. Она предполагает не только модернизацию вокзалов и путей сообщения, но и увеличение пропускной способности. В частности, планируется продолжение ветки «Элиста – Астрахань», - сообщил В.Биленко.
Эта связка даст возможность выхода субъектов Северного Кавказа, включая Ставрополь, к промышленным центрам Урала и Поволжья.
Шесть тысяч квадратных метров… возможностей
Для строительства транспорт-но-пересадочного узла требуется участок более 11 тысяч квадратных метров. ОАО «РЖД» принадлежит земля площадью 5370 кв. м. Недостающую часть – около 6 тысяч квадратных метров – ООО «ДСМУ-Газстрой» просит у города в долгосрочную аренду.
- Дополнительная зона нужна главным образом, для того чтобы обеспечить комплексную безопасность пассажиров и обслуживающего персонала, снизить уровень террористических рисков, создать комфортные условия для пассажиров, - объяснил Биленко.
Чуть позже озвучил и еще одно интересное «целевое назначение» участка.
- В зоне отвода ж/д путей возможно строительство многоквартирных домов. Мы готовы и этот вопрос рассмотреть…
Разумеется, просто так передавать землю инвестору муниципалитет не станет. И дело не в упущенной выгоде, а в стратегических интересах.
В частности, привокзальная площадь – это разворотный круг для общественного транспорта. Если под маркой безопасности здесь появится шлагбаум, то движение будет просто парализовано.
- Любое предложение инвестора должно учитывать интересы города, а вопросы безопасности ж/д вокзала не должны нарушить схему всего транспортного движения, - подчеркнул глава города Николай Пальцев. – Сегодня использовать привокзальную площадь для других целей муниципалитет не позволит. Если же инвестор будет настаивать на изменении целевого назначения участка, то для разворота общественного транспорта должны быть предложены иные варианты.
- Разворотный круг можно сделать и перед заводом «Красный металлист», но решение этого вопроса не должно быть просто переложено на плечи муниципалитета, - прокомментировал главный архитектор города Юрий Расходов.
В техническом задании на проектирование, которое готовит администрация Ставрополя, будет жестко обозначен ряд условий.
- Требование номер один – реконструкция транспортного узла с созданием транспортно-логистического центра в целях усиления столичных функций Ставрополя, - подчеркнул Расходов. - Необходимо будет максимально разгрузить проспект Карла Маркса за счет развития улиц Гражданской и Привокзальной. Кроме того, нужно расселить людей из ветхого и аварийного жилья, которое пойдет под снос. Учесть в проекте наличие вновь выявленного памятника исторического наследия – Успенского кладбища. Ну и, конечно же, само здание ж/д вокзала – это архитектурный памятник, и речь может вестись только о его реставрации.
Табор уходит
Инвесторы сформулировали три основные цели строительства. Расширение спектра услуг, предоставляемых новым транспортно-пересадочным узлом. Обеспечение комплексной безопасности пассажиров и обслуживающего персонала. Есть еще и третья цель, являющаяся логическим продолжением второй, – «привлечение официальных операторов таксомоторных услуг, ликвидация на привокзальной территории переносной и лоточной торговли, являющейся источником распространения низкокачественной, контрафактной и нелицензируемой продукции».
Какими действиями чревато сказанное, понятно всем. Сегодня район ж/д вокзала – это местный Шанхай. С ним и собираются основательно разобраться.
На территории отчуждения ж/д дороги располагается 15 ларьков. Причем, как было сказано на заседании, у многих истек срок действия договора либо же они установлены в нарушение закона. Но муниципалитету этот Шанхай неподконтролен, так как предприниматели заключили либо должны были заключать договоры непосредственно с Минераловодским отделением РЖД. Их дальнейшую судьбу ему и решать.
Однако часть объектов располагается на городских землях. Глава города поставил задачу разобраться с каждым, кто находится на привокзальной площади. В ближайшее время они могут получить уведомление освободить землю для нужд муниципалитета.
Кто придет на их место после окончания стройки? На этот вопрос у инвестора уже есть ответ.
- После завершения строительства на базе ООО «ДСМУ-Газстрой» будет создана управляющая компания. Она и будет регулировать работу всего комплекса, включая вновь возведенные объекты на привокзальной площади, поставщиков услуг, системы пожарной безопасности, видеонаблюдения и контроля, парковочные площадки, - заявил Вячеслав Биленко.
Виктория Байгулова.