Вот так «нахимичили»!
Лариса ДенежнаяТатьяна Юрьевна М. решила покрасить пальто из кожи «крек» в черный цвет, чтобы гармонировало с обновкой – красными сапожками. Тем более что окантовка карманов за время носки немного пообтерлась, и темные полоски-«проплешины» выделялись из общего светло-кофейного тона изделия. Да и «посаженные» кое-где пятна портили презентабельный вид одежды – эту модель привезла из Турции подруга три года назад специально под заказ.
Татьяна Юрьевна надевала пальто исключительно на выход. Берегла его, как могла, – кожа все-таки «деликатная», тонкая, как бы покрытая глянцем, да еще и такого цвета – любая грязь прилипнет. После первого сезона носки отдала пальто в химчистку, убрать «засаленность» карманов. Тогда ее предупредили, что одежда после обработки может чуточку «сесть». Но пальто оказалось стойким. «Значит, и покраску перенесет», — подумала Татьяна Юрьевна, сдав одежду в приемный пункт химчистки, правда, уже другую – предыдущая, как оказалось, не работает с креком. Тем более что работница салона заверила: мол, у них чистят и красят любую кожу, используя «новейшие европейские технологии».
Во время оформления заказа приемщица поинтересовалась, не в их ли предприятии производилась чистка. Больше никаких вопросов не задавала. Приняла предоплату – 400 рублей, оформила квитанцию (лишь позже М. поняла, что значили эти «каракули» — к этому мы вернемся позже). А вскоре…
Звонок из приемного пункта был как гром среди ясного неба: «Кожа пальто дала усадку. Мы попытаемся ее вытянуть. Если не получится, можно надставить длину другой кожей…». Женщина от реставрации отказалась. Но попросила сначала показать пальто. То, что увидела позже Татьяна Юрьевна, ужаснуло ее. Пальто стало похоже на удлиненную куртку, потеряв 20 –25 см в росте. Рукава «сели» до локтей.
Кожа была сильно деформирована, стала жесткой, а внизу изделия образовались рваные «углы» — последствия растяжки. Подкладка выступала из-под пальто на приличную длину. В общем, одежда превратилась в такую «абракадабру»!
Общение с руководителем пункта для М. вылилось в скандал. Вместо извинений и попытки как-то сгладить конфликт Татьяне Юрьевне отдали пальто и выставили за дверь.
А спустя некоторое время специалисты отдела защиты прав потребителей комитета экономразвития и торговли городской администрации смогли воочию убедиться в последствиях «усадки»: М. продемонстрировала одежду на себе. Тут же оформили письменную претензию к качеству выполненной работы в адрес руководителя салона. «Защитники» связались по телефону и с самим предпринимателем. Тот признал: да, вещь испортили. Обещал подумать, как исправить ситуацию, попросил М. прийти в пункт.
При встрече Татьяна Юрьевна вручила предпринимателю претензию. Но никаких обещанных предложений с его стороны не поступило.
«Защитники» посоветовали М. провести экспертизу качества окраски изделия. Заключение специалистов гласило: пальто имеет существенные дефекты, образовавшиеся во время и в процессе крашения. Помимо вышеупомянутых недостатков были отмечены также нестойкость красителя кожи верха, неравномерная окраска (с полосами и пятнами), отсутствие эффекта отделки «крек» вследствие оказанной услуги.
Эксперты также обратили внимание на оформление квитанции. В частности, запись «испорчено, к носке не пригодно» (вот что значили «каракули») посчитали необоснованной, т.к. указанные при приемке вещи дефекты являются незначительными.
Зато, как отметили специалисты бюро товарных экспертиз, в квитанции отсутствовало предупреждение о возможной усадке кожи, ее деформации при оказании услуги.
М. обращается в мировой суд. В иске она требует взыскать с ответчика двукратную стоимость пальто (согласно ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей»), сумму внесенной предоплаты, расходы по экспертизе, компенсацию морального вреда. А это 36 тысяч рублей.
Предприниматель посчитал выводы экспертов неправильными и необоснованными. Мол, для полного и всестороннего заключения не указан ряд необходимых данных. В частности, по использованию конкретных методов предыдущей химической чистки и их влияния на изделие, возможности повторной обработки и какими реактивами и т.д. Не согласился предприниматель и с суммой стоимости пальто. Просил суд провести повторную экспертизу, произвести оценку пальто с учетом фасона, износа (и это после того, как пальто «скукожилось»? –
Л. Д.) и стоимости на период 2002 г.
Судебные разбирательства длились четыре месяца. В конце концов, стороны подписали мировое соглашение. М. выплатили 12 тысяч рублей. Понятно, что на уступчивость предпринимателя повлияла и сумма иска. Не пришли бы стороны к соглашению, издержки для химчистки были бы куда большими.
Татьяна Юрьевна тоже извлекла из этой ситуации хороший урок. Теперь она поняла, что квитанция — важный документ. Ее заполнение – не простая формальность. И если бы при оформлении заказа была произведена оценка принятой в покраску вещи, а сумма прописана в квитанции (эта графа осталась незаполненной), одним спорным моментом было бы меньше. Татьяна Юрьевна теперь уяснила для себя: нельзя слепо доверяться рекламным обещаниям, а процесс химической чистки и окраски имеет свои особенности. Обычно заказчиков предупреждают о возможных последствиях оказания такой услуги, особенно при отсутствии на вещи маркировки изготовителя по уходу за изделием (в том числе по способам чистки, применению химикатов на конкретный вид ткани). Но лучше потребителю подстраховаться. Перед тем как сдать вещь в химчистку, проконсультируйтесь со специалистами. В Ставропольском центре стандартизации и метрологии могут провести исследование и дать заключение о том, стоит подвергать химической обработке изделие или нет.