Возможности лечения онкобольных расширились

Лариса Денежная

В канун Всемирного дня борьбы с раковыми заболеваниями, который отмечается 6 февраля, «Вечерка» провела «прямую линию». На вопросы читателей отвечал главный врач Ставропольского краевого онкологического диспансера Константин Хурцев.

Главный врач краевого онкологичесокого диспансера Константин Хурцев.
Лариса ДенежнаяГлавный врач краевого онкологичесокого диспансера Константин Хурцев.

В работе «прямой линии» также приняли участие главный радиолог Северо-Кавказского федерального округа, заведующая радиологическим отделением № 1   Владислава Бумагина и   главный внештатный онколог Ставропольского края, заместитель главного врача диспансера по хирургической работе Виталий Шутов.

Соблюдая действующее законодательство и по этическим соображениям, мы не называем фамилии и имена звонивших.

О лекарствах и лечении

- В конце прошлого года во время обследования у меня обнаружился рак. Диагностировали злокачественную опухоль груди. Собрали консилиум, который вынес решение: операция невозможна. Врач выписала дешевое лекарство в таблетках—   тамоксифен. Не знаю, поможет ли оно. Врач сказала, что лекарство сдерживает рост опухоли, нужно принимать его длительно. Почитала инструкцию — а там столько противопоказаний! Начала принимать таблетки - голова кружится, не могу наклониться. Плохо себя чувствую. Давление «прыгает». Мне удалили желчный пузырь, сделали операцию по поводу катаракты. Боюсь, что после этих таблеток вообще зрение потеряю.

- Побочные эффекты и противопоказания для применения препарата — разные вещи. Вам нужно обсудить дальнейшее применение препарата с лечащим врачом. Возможно, потребуется его замена. А вообще тамоксифен — это один из лучших препаратов на сегодня, несмотря на то, что он «копеечный».

- Я — ваш пациент с 2013 года. Мне удалили молочную железу (был рак 2-й стадии). После операции назначили гормональный препарат астрозол, но его нет уже два месяца. А другие лекарства не подходят...

- Я так понимаю, что это лекарство вы получаете бесплатно как льготник. Бывает, что препараты заканчиваются. Но мы ждем новых поставок. В течение недели-двух препараты появятся, и мы вас обеспечим лекарством. Вам позвонят из поликлиники.

- У меня с мужем большая проблема. Началось все в июне. Заболело колено. Когда стало хуже, положили в ревматологическое отделение второй больницы. Там поставили диагноз «артроз», откачали жидкость из колена, подлечили. Но состояние не улучшилось. Опухла нога. Он стал ходить на костылях. 18 декабря его отправили в онкологию, заподозрив саркому. Взяли пункцию.   В диспансере поставили диагноз «МТС-меланомы в левую бедренную кость с патологическим переломом без выявленного первичного очага». В рекомендациях написали: учитывая тяжесть состояния пациента, рекомендовано симптоматическое лечение по месту жительства. Получаю для мужа бесплатно трамадол. Кетонал в ампулах покупаю на свои деньги. Чередую лекарства - сейчас даю в капсулах.

Но почему не лечат его? У мужа вся нога опухла. Врач сказала: мы ничего не можем сделать, только облегчить его существование.

- К сожалению, медицина бессильна чем-то помочь вашему супругу. Единственное, что обязаны врачи сделать, — уменьшить страдания больного, избавить его от боли. Что касается отека ноги, это осложнение основного заболевания. Первичным очагом может быть маленькое образование на коже, которое искать сейчас нет смысла. Мы уже имеем тяжелые последствия этого заболевания. В таких случаях идет наблюдение участкового врача по месту жительства. Но, еще раз повторюсь, он не должен страдать от болей. Ваш супруг получает трамадол и кетонал. Возможно, нужно изменить их дозировку Если эти препараты перестанут помогать, нужно будет переходить на другие, вплоть до наркотических. Они у нас есть в наличии. На сегодня это все, что может сделать медицина.

- И еще вопрос: я все время кладу ему на ноги холод - намачиваю полотенце, и ему становится легче. Это можно? Или нужно, наоборот, тепло?

- Тепло ни в коем случае. Если холодный компресс облегчает супругу состояние — продолжайте. И следите, чтобы у ноги было возвышенное положение.

- Два года назад мне удалили желудок (диагноз — рак тела желудка). И с тех пор у меня не жизнь, а ад. И день, и ночь мучает изжога. Практически не сплю. Доктор говорит, что у меня в пищевод попадает желчь и кислоты. Хотели поставить стент напрямую, потом отказались. Но можно же хоть что-то сделать? Если не у нас, то в каком-нибудь другом медицинском центре страны?

- Сразу дать ответ на ваш вопрос я не могу. Нужно изучить ваши медицинские документы. Подходите ко мне, соберем консилиум врачей и подумаем, чем можно вам помочь. Здоровья вам!

- Моему папе — восемьдесят девятый год. У него была операция по поводу рака гортани еще в 1980 году. Гортань удалили и поставили трубку. Сейчас у него проблема — начинает задыхаться. По его ощущениям - как будто легкие опускаются.

Констатин Хурцев уточнил, стоит ли на учете пациент и когда последний раз он был в диспансере. После чего ответил:

- По телефону ваш вопрос решить нельзя. После таких операций пациенты должны наблюдаться и раз в год посещать диспансер. Вашему папе нужно прийти на прием, тогда мы выработаем дальнейшую тактику лечения. Подходите к заведующей поликлиникой, Ларисе Алексеевне. Я передам ей ваши данные. Всего хорошего.

- В диагностическом центре я делала компьютерную томографию, в почке выявили новообразование. В течение года оно не увеличивается. Обязательно нужно оперироваться?

- По телефону я не могу дать вам консультацию. Нужно знать, что это за новообразование, посмотреть результаты исследования. Приходите в диспансер с результатами обследования..

- Я лечусь у гематолога Оганесян Елены Юрьевны. Врач — прекрасный. Но напрягает проблема с талонами. Раньше как их давали? Врач рассчитывала курс лечения и к его окончанию выдавала талоны на обследование. В назначенный день мы сразу шли в лабораторию. Сейчас эту систему отменили. Мы должны звонить в регистратуру, запись идет за месяц.   Потом сидим в очереди у кабинета врача. И только после приема бежим сдавать кровь. Это очень неудобно.

Почему отменили предыдущую систему? Новая особенно неудобна для иногородних. Мой брат живет в Кочубеевском районе. Раньше он приезжал в Ставрополь к врачу, потом спускался в регистратуру и записывался на очередной прием, знал конкретную дату заранее, уезжал со спокойной душой. Теперь предварительная запись идет только по телефону за месяц. И он дергается, потому что дозвониться — проблема.

- Наш онкологический диспансер — единственный в крае. Нагрузка на врачей огромная. Есть кадровый дефицит. Мы провели анализ, что сделать для улучшения доступности медицинской помощи. Изучили ситуацию, в том числе с предварительной записью, которая ранее шла за три месяца. Анализ показал, что тридцать процентов записавшихся пациентов не приходит на прием к врачам. Это вполне понятно: человеку трудно предположить, что ждет его через неделю, месяц. Тем более через три месяца. За такой длительный срок у человека может измениться жизненная ситуация. Поэтому мы пересмотрели сроки записи к врачам и на обследования до одного месяца.

Вы, наверное, знаете, что поликлиника у нас перешла на двухсменный режим работы. Те неудобства, о которых вы говорите, нам понятны. Мы думаем, как решить эти проблемы. Для пациентов, которые находятся под постоянным наблюдением, мы отработаем удобную схему записи.

Аналогичный вопрос:

Зам. главврача диспансера по хирургической работе Виталий Шутов и зав. радиологическим отделением № 1 Владислава Бумагина.
Лариса ДенежнаяЗам. главврача диспансера по хирургической работе Виталий Шутов и зав. радиологическим отделением № 1 Владислава Бумагина.

- Стою много лет на учете. Каждые три месяца обследуюсь. Раньше можно было записаться за три месяца, а сейчас только за месяц. Телефон предварительной записи все время занят. Просьба вернуть старую систему. Раньше была электронная запись по компьютеру, и я два года назад дважды записывался. Сейчас ее отменили. Почему?

- В диспансере идет предварительная запись не только через регистратуру по телефону. У нас практикуется новая форма записи — через SMS-cообщения для повторных пациентов. Можно записаться по электронной почте на сайте диспансера, отправить сообщение по факсу.

- Два года назад практиковался в онкодиспансере прием больных по субботам — без направления, по паспорту и полису. Я хочу попасть к маммологу. Чувствую, что-то ненормальное в одной груди. Переживаю, чтобы не было рака. Есть ли такие приемы сейчас?

- Мы продолжаем такие приемы. Каждую последнюю субботу месяца диспансер проводит день открытых дверей.

Рак в «семейном» анамнезе

- По линии отца в нашем роду проявляется рак сигмовидной кишки — у отца, его брата и сестры. У меня уже шесть лет диагностируют полипы сигмовидной кишки и удаляют. Но если предыдущие случаи у меня не вызывали опасения, то за последний я очень волнуюсь. Врач поставил диагноз «полип смешанного типа». В Интернете я прочитала, что это предраковое состояние. Как часто делать колоноскопию, чтобы предотвратить перерождение полипов в рак. Передается ли это по наследству?

- Такая повторяемость диагноза называется «семейный полипоз», болезнь передается по наследству. На фоне постоянной травмы полипы перерождаются в опухоли, поэтому их удаляют. Но бояться термина «предраковое состояние» не нужно. Если вовремя обращать внимание на эту проблему, проходить соответствующее лечение, вам ничего не грозит.

- В нашей семье несколько человек болели раком. У отца и его брата был рак легких, у мамы — рак головного мозга, у бывшего мужа — рак пищевода. Переживаю за детей. Как их уберечь от рака? Ведь на ранней стадии он никак не проявляется. Какие анализы нужно сдать, чтобы быть уверенным, что нет этого заболевания? Как часто обследоваться и с какого возраста?

Аналогичный вопрос:

- Летом у меня муж скончался от рака. К сожалению, обнаружили поздно, уже на 4-й стадии. Я хотела узнать, как провести раннюю диагностику организма?

- Наши специалисты могут провести необходимые обследования. Но мы это не делаем в рамках обязательного медицинского страхования. Задача нашего диспансера - лечить уже выявленные онкозаболевания. А вот выявлять — это прерогатива первичного звена, центров здоровья. Поликлиники должны заниматься профилактикой заболеваний, в том числе и рака.

О реабилитации

Хотела поднять вопрос о реабилитации. Чтобы онкологическим больным давали больше информации, как жить дальше - как правильно питаться (примерное меню), как следить за своим здоровьем. Я лечилась в вашем диспансере (удалили злокачественную опухоль кишечника). У меня хватило моральных сил не раскиснуть и еще других поддерживать. За что, кстати, благодарна психологу, Алле Анатольевне Демидовой. Великолепный врач. Я тяжело переносила химиотерапию. Даже хотела отказываться. А Алла Анатольевна приходила в палату, включала на ноутбуке релаксирующую программу. И я не замечала, как заканчивалась капельница. Хочу еще сказать о заведующей химиотерапевтическим отделением № 2 Оксане Николаевне Шкоденко и моем лечащем докторе Камиле Вячеславовне Каграмановой. У них очень чуткое отношение к больным. Если потребуется волонтерская помощь, я готова быть волонтером.

- Спасибо за готовность помогать. Мы запишем ваши координаты. В диспансере работают школы пациентов. Что касается волонтеров, мы подумаем, как их организовать.

По поводу реабилитации. В последнее время этой сфере стали уделять больше внимания. Мы у себя с прошлого года открыли отделение реабилитации, в котором как раз и работают психологи. Планируем, что войдет в него и врач-диетолог. На сегодня это новое направление для диспансера. Наша задача — объединить усилия врачей разных специальностей, которые бы давали пациентам необходимые советы. И спасибо за хорошую оценку наших специалистов.

О медицинском оборудовании и технологиях

- Сейчас с утра и до вечера идет по телевизору реклама «Алмага». Я купил этот аппарат для лечения остеохондроза. Очень доволен, помогает. Но в инструкции в противопоказаниях указан рак. Однако мы ведь не знаем, есть он или нет. Что посоветуете?

- Электромагнитное и другие виды излучения могут негативно повлиять на организм человека при наличии у него раковой опухоли. Абсолютных методов исследования, которые бы на ранней стадии показали со 100- процентной гарантией, что у пациента нет рака любой локализации, не существует. Поэтому мы всегда говорим о том, что применение любых аппаратов, лекарств возможно только по назначению врача после предварительного обследования.

- После химиотерапии (у меня был рак молочной железы) пришлось носить парик долгое время. Недавно показали по телевизору сюжет о новой технологии — протонной терапии. Ее применяют при раке молочной железы. Эта технология щадящая, и у пациенток не выпадают волосы. Будет ли эта технология у нас?

- Центров протонной терапии в стране единицы. Дело в том, что эта технология имеет ограниченные показания. И в ней нуждается не так много людей. Это дополнительная технология к основным видам лечения. Но если пациент нуждается в ней, мы можем направить его на лечение в такой центр.

По поводу алопеции. После протонной терапии тоже выпадают волосы, как и при других видах лучевого лечения. Хочу успокоить тех, кого беспокоит эта проблема: алопеция не стойкая, через три месяца волосы отрастают.

Что касается нашего диспансера, то лечебное учреждение располагает другими современными технологиями. Из последних - это стереотаксическая лучевая терапия и стереоскопическая   радиохирургия. Эта технология позволяет очень щадяще проводить лучевую терапию, воздействуя локально и не задевая здоровые ткани.   Мы стараемся расширить сферу применения этого метода. И с этого года проводим противовоспалительную лучевую терапию для лечения артрозов, пяточных шпор, рубцов, которые трудно рассасываются. У детей — сосудистых ангиом. К такой терапии прибегают, когда физиолечение не помогает. Кстати, очереди на лучевое лечение в диспансере нет. Сроки ожидания у нас — три недели, тогда как, например, в Ростове — два месяца. Это достижение нашего диспансера.

Мы получили прекрасное оборудование и теперь можем проводить все виды лучевого лечения, которое проводят на центральных базах России. Специалисты прошли обучение. Работа организована так, что соблюдается этапность лечения.

***

За рамками «прямой линии» мы поинтересовались у главного врача, как удалось снизить сроки ожидания лечения. Константин Хурцев ответил:

- За счет оптимизации работы диспансера. Мы разделили потоки пациентов. В одну категорию выделили постоянных пациентов, которые наблюдаются каждые три месяца, в другую — с впервые выявленным новообразованием. Наша задача — чтобы путь лечения пациентов последней категории в стенах нашего диспансера был максимально быстрым. Для этого сделали и двухсменный режим работы поликлиники. Дополнительно привлекаем врачей стационара для консультации амбулаторных больных.

С героями нашей «прямой линии» мы поговорили о достижениях диспансера. Одно из них - увеличение процента выявляемости онкозаболеваний на ранних стадиях и, соответственно, уменьшения выявляемости онкопатологии на поздних стадиях (таковая сократилась на три процента). Впервые ставропольские онкологи обошли среднероссийский показатель. Если по стране он составляет 21 процент, то в краевом диспансере — 17, 9.

Виталий Шутов добавил:

– У нас вырос спектр хирургических вмешательств за счет малоинвазивных, малотравматичных эндоскопических вмешательств при опухолях грудной клетки, брюшной полости. При 1-й - 2-й стадии рака они стали стандартом лечения. Еще год назад думали, что к этому и не подойдем. Новое высокотехнологичное оборудование, в том числе и наркозное, дало возможность оперировать «возрастных» пациентов с сопутствующей патологией и большими опухолями. Раньше мы не проводили вмешательства таким больным или направляли их в центральные клиники. Сейчас возраст сам по себе не является противопоказанием для операции. Мы оперируем 74-75-летних и старше. Наши доктора проходят обучение на центральных базах России и даже за рубежом. А на базе нашего диспансера ведущие российские и зарубежные специалисты проводят мастер-классы.

Специалисты рассказали о внедрении новых методов в лечебном учреждении. Один из них - брахитерапия. Это метод контактного лучевого воздействия на опухоли предстательной железы, пищевода и пр. Один из самых современных щадящих методов, когда радиоактивный источник подводится непосредственно в опухоль, не повреждая здоровые ткани. С прошлого года в диспансере начали проводить фотодинамическую терапию, в том числе в комбинации с оперативными вмешательствами. Она используется, когда традиционные методы применять нельзя. Например, при большом поражении кожи лица. И через два месяца после такой терапии человек выздоравливает.

***

От имени многотысячной армии наших читателей «Вечерний Ставрополь» благодарит весь коллектив Ставропольского краевого онкологического диспансера за те усилия, которые прилагают сотрудники к спасению и продлению жизни больных, порой очень тяжелых, а зачастую, и безнадежных. Здоровья и вам, люди в белых халатах!

онкоцентр, онкология, прямая линия, рак, Хурцив

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление