Возвращение памяти
.Это место неподалеку от хутора Садового пока никак и ничем не отмечено и теряется среди вольной степи. Но оно не должно теряться. Здесь будет установлен памятник или обелиск, который будет виден с дороги. В августе 1942 года, когда край был оккупирован немцами, фашисты расстреляли здесь 22 человека.
Года два назад один из местных жителей Виктор Захарин обратился в краевое отдение военно-исторического общества с просьбой провести на этом месте раскопки и перезахоронить останки погибших. Военно-историческое общество обратилось к поисковикам. Самый большой опыт работы «в поле» у нас имеют военно-патриотический клуб «Русские витязи» и Совет ветеранов авиаучилища. В последние годы они все Вахты памяти проводят совместно.
Максим Губский ездил на Вахты памяти будучи еще школьником и воспитанником клуба, а теперь он главный помощник и организатор, ведет работу в архивах. Говорит, что все эти два года помнил о рассказанной старожилами трагедии 1942 года, просто заняться этим не было возможности, в первую очередь – технической. В годы войны это место выглядело совсем иначе. Здесь был хутор Маслопресс, проходила дорога. Сама местность была иной. Там, где сейчас болотце, били чистые родники. И рельеф степи был не такой пологий. Здесь было возвышение, которое с одной стороны имело пологий склон, а с другой – очень крутой, практически обрыв. Сюда фашисты и пригнали людей на казнь. Поставили на край обрыва и прозвучал приказ: «файер!» («огонь!»). Расстреляли и бросили, даже не присыпав землей. Это уж жители хутора потом ночью убитых схоронили – тут же, под обрывом.
А в 60-е оползень обрушил всю эту возвышенность, второй раз погребя убитых под грудой земли. Ничего не осталось – только название Еврейская балка (оно даже не географическое, а скорее народное). После войны сами жители так прозвали это место, потому что среди этих 22 человек большинство были евреи. Их собрали якобы для отправки в Германию, погнали в сторону Ставрополя... Видимо, только на краю того самого обрыва они поняли, что это был обман. В этой группе были еще два пленных русских солдата и сотрудники партхозактива. Эти, наверное, сразу понимали, что их ведут на казнь.
Словом, поисковики понимали, что имеющимся у них оборудованием останки погибших не обнаружить. Слишком глубокая получилась могила. Спасибо, что готовность помочь выразил ученый СКФУ Валерий Якушев (кафедра геологических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых). Кафедра располагает оборудованием, которое все видит на большой глубине. И даже с ним потребовался практически весь световой день, чтобы определить место захоронения. Оно оказалось на глубине 15 метров. То есть копать на такую глубину немыслимо. Значит, нужно делать памятник, чтобы люди видели, узнавали и не забывали историю своего края.
В этот день на раскопках работали 25 поисковиков. Жара была адова. Но никто не пожалел, что принял в этом участие. Любая Вахта памяти тяжела и физически, и психологически. Наверное, это не очень благодарная работа, но благородная. Это очень важная сегодня миссия – возвращать людям утраченную память.