Возвращение в жизнь
Наталья БуняеваКаждый день мы говорим о том, что борьба с наркотиками и алкоголем одна из главных задач государства. В перечне многих. Но, к сожалению, дальше слов дело-то особо и не идет... На всю огромную страну – несколько известных и успешных реабилитационных центров. По опыту прежней работы знаю, что большинство клиник, по сути, бессильны перед этим страшным злом, перед героином и портвейном. У нас в гостях руководитель реабилитационного центра «Наутилус», президент фонда «Жизнь» Алексей Стаценко.
– Алексей Николаевич, вы предприниматель. Ну вам-то зачем? «Предпринимали» бы себе и денежки зарабатывали?..
– Вы же знаете, что редко встретишь семью, где не было бы этой проблемы. В моей семье тоже было, но говорить об этом уже не хочу... Да и времени прошло много с тех пор. Но вот однажды встретил друга, которого не видел много лет. Мы вместе служили... Честно говоря, я его и не узнал: он первый подошел. Грязная одежда, постаревшее лицо, хотя мы одногодки. Ну вот... Этот товарищ из Светлограда и стал моим первым реабилитантом. Я к тому времени уже несколько лет не пил, получил второе высшее образование, стал психологом. Вот про него говорю, но и сам ведь 13 лет назад не давал семье продохнуть. Пил. И при этом, только не смейтесь, танцевал на лучших бальных площадках Европы, России... Как-то вот совмещал. Потом, уже не помню, что толкнуло, но с алкоголем покончил. Женился на партнерше, сейчас у нас двое детей. Хотя в глубине души точно знаю, что «змий» затаился... Не бывает бывших алкоголиков. Надеюсь, что меня пронесет над бездной: я в нее уже заглядывал не раз, будучи нетрезвым.
– Давайте про центр...
– Давайте. В 2012 году я основал Ставропольский краевой благотворительный фонд «Жизнь». Он существует, основной задачей является помощь в преодолении зависимости.
Фонд решал вопрос помещения: пьющий народ надо же было где-то размещать?
Я предприниматель. И часть доходов направил на приобретение дома, участков земли и размещение в доме реабилитационного центра. Я для этого его и покупал. Силами фонда благоустроили, хорошо отремонтировали, привели в порядок землю и приняли первых нуждающихся в реабилитации людей. Устроили столовую: готовят там «страждущие» сами.
– А по каким программам, как вообще работаете?
– Миннесотская модель – одна из наиболее часто используемых в мире. Не все же в Америке плохо, правда? Диспансеры ее, в общем-то, признают, но не особо применяют. Хотя, может, я и не знаю всего. Об этой модели говорят много: это 12 шагов, используемых сообществом анонимных алкоголиков. Как руководитель центра, я был на различных форумах, мероприятиях, посвященных преодолению зависимости, был соведущим тренингов, работал с зависимыми от алкоголя и наркотиков. И хочу сказать, что анонимность – это одно из главных условий, ведь в среде алкоголиков встречаются разные люди. От безвестных до весьма влиятельных.
– Сколько человек обычно пребывает в вашем центре?
– В нашем центре возможно пребывание десяти реабилитантов. Срок реабилитации, рекомендованный программой, – два месяца. За эти два месяца люди просто перерождаются: мы открываем им видение новой жизни, прорабатываем глубинные заблуждения, раскрываем внутренний потенциал. И после этих двух месяцев они от нас далеко не уходят: все равно мы с ними продолжаем общаться, уже больше как друзья...
– Как попасть в ваш центр? Есть у меня люди...
– Попасть легко. Достаточно позвонить по телефону 68-53-12. И при этом иметь все-таки какую-то мотивацию: для чего мне это нужно? Приходит такой весь бравый герой, а начнешь с ним говорить – просто испуганный, зажатый человек. Смерти они, как правило, не боятся. Но вот жизни...
– У вас только алкоголики проходят реабилитацию?
– Нет, наркоманы тоже. Но звучит это как-то неправильно... Мы принимаем людей с алкогольной, наркотической зависимостью, зависимостью от других психоактивных веществ: ряд медицинских препаратов, новомодные синтетические наркотики: соли, спайсы... Центр вмещает сегодня не более 10 человек – это самая оптимальная группа для такой работы. Причем приходят все: от подростков до зрелых людей, мужчины и женщины. Мы никому не отказываем. У нас нет различия: приходят люди с любым вероисповеданием. Есть универсальное понятие для всех: Высшая сила, которая может вернуть нам здравомыслие. Многие впервые начинают понимать, что значит для него Бог.
– А сколько стоит пребывание в вашем центре?
– Нисколько. Бесплатно.
– Все берут какую-то плату...
– Отдавая – получаешь. Не все в жизни измеряется деньгами. Для меня предоставить возможность вернуться в жизнь, а может, и втолкнуть в нее – это как связь с Богом. Он меня вытащил, дал жизнь, значит, для чего-то же, правда?
О специфике реабилитации наркозависимых давайте поговорим в следующий раз.