Враг не дремлет

Андрей Цындрин

Враг не дремлет
Их работу никто не видит, о них мало кто знает, но они всегда появляются там, где их присутствие жизненно необходимо, где их невидимый враг может проснуться в любой момент. И не важно, будь то зона боевых действий или мирное строительство новой дороги, они всегда начеку. Вот уже больше полувека специалисты Ставропольского противочумного института ведут неприметную борьбу со своим противником.

Всякий раз, когда мир содрогается от известий об очередном вирусе, грозящем как минимум пандемией, СМИ обрушивают шквал сообщений на робкое население о его жертвах, а власти заявляют о контроле над заразой, за их спиной идет постоянная работа, не прекращающаяся ни на секунду.
Надо отметить, что сотрудники института не любят заявлять о себе. Еще бы — в недрах учреждения может храниться то, что принесет беды и разрушения. Своего рода ящик Пандоры. Хранится ли такой ящик у нас в Ставрополе, точно никто не знает. Во всяком случае, в разговоре с директором института доктором медицинских наук Александром Куличенко мне этого не удалось выяснить.
Вообще дух некой секретности начинаешь ощущать сразу же, как только попадаешь на проходную института. По крайней мере, неразговорчивый человек из службы безопасности сопровождал меня на всем пути следования к кабинету директора и обратно. А показывать документы и пропуск мне пришлось несколько раз.
Казалось бы, времена всеобщих поветрий и эпидемий канули в Лету. И шансы умереть от «испанки» в нашем цивилизованном обществе равносильны шансам умереть от аппендицита. Но каждый год природа преподносит эпидемиологам все новые и новые «сюрпризы». За прошедшие несколько лет одних только разновидностей гриппа было четыре. Изменения климата влекут за собой необратимые последствия в земной биосфере. Жара и высокая влажность создают благоприятные условия для распространения экзотических болезней даже в наших широтах.
Пример с лихорадкой Западного Нила, замеченной в соседних со Ставропольем регионах и уже успевшей унести несколько жизней, тому доказательство. К счастью, в нашем крае этой заморской болезни не обнаружено. Пожалуй, самый первый вопрос, который задает себе обыватель: откуда смог появиться вирус? Ведь раньше такого не было. Иногда разговоры доходят до абсурда: утверждениям о биологическом оружии и тайных происках спецслужб. На самом деле все выглядит намного прозаичнее. Перелетные птицы, а вернее, тропические насекомые, «путешествующие» вместе с ними, и приносят эти самые болезни к нам. Только вот если раньше в суровых условиях российского климата они, да и сам вирус, не выживали, то сейчас картина выглядит совсем по-другому, утверждает директор института. Благоприятная среда для размножения болезнетворных организмов способствует тому, что изменения внутривирусных геномов происходят намного чаще. В большинстве случаев бактерии и микробы с такими генными «ошибками» погибают еще на начальной стадии своего развития и неспособны противодействовать влиянию окружающей среды. Говоря совсем просто, это как число дорожных аварий, которое растет пропорционально количеству транспорта на дорогах. Чем чаще это происходит, тем больше становится нормой, нежели отклонением. К примеру, мутирующий каждый год вирус гриппа.
Изменения на генном уровне могут быть самыми разными. Невосприимчивость вируса к препаратам — сигнал повышенной опасности для эпидемиологов.
Если раньше мутации случались реже и у ученых было время разработать вакцину, то сейчас наука просто не поспевает вслед за эволюцией болезней. Для внедрения нового препарата нужны годы. Сначала разработка лекарства, затем испытания на животных и только потом — на людях. Поэтому в случае с опасными вирусами важно не их лечение, а профилактика. Именно для предупреждения эпидемий и было создано учреждение.
Сейчас в институте ведется разработка уникальных тест-систем, не имеющих аналогов в мире, позволяющих выявить опасные вирусы даже в полевых условиях за считанные минуты.
Сотрудники института постоянно совершают экспедиции в места потенциальных природных очагов, откуда может произойти заражение. Ставропольские эпидемиологи приобрели огромный опыт работы в условиях ЧС на многих территориях СССР и России, в зонах землетрясений, наводнений и вооруженных конфликтов. Порой рискуя собственной жизнью. При исполнении служебного долга в 2000 году в Грозном три специалиста противоэпидемической бригады института были расстреляны бандитами.
Среди недавних экспедиций эпидемиологов была поездка на один из участков строящейся автомагистрали, которая должна соединить города Кавминвод с побережьем Черного моря. Трасса проходит в местах обитания горного суслика – основного переносчика самой страшной эпидемической болезни — чумы. К счастью, возбудителей инфекции ученые не обнаружили.
Кстати, этимология этой болезни, равно как и ряда других заболеваний, до сих пор не изучена до конца. Эпидемии чумы практически всегда прекращались сами собой. Болезнь просто сходила на нет, а потом снова возвращалась. Объяснений такому «поведению» заразы существует несколько. Кто-то считает, что вирус впадает в некое состояние анабиоза, кто-то высказывает мнение от том, что с изменением климатических условий количество переносчиков инфекции резко сокращается. Последнее позволило ставропольским специалистам сделать благоприятный прогноз по крымской геморрагической лихорадке на следующий год. Численность основного переносчика клеща Hyalomma marginatus в нашем регионе понемногу сокращается.
В эпоху глобализации и трансконтинентальных перелетов вирусы начали «путешествовать» вместе с людьми. Так было и с гриппом птиц, и с гриппом свиней. Попадая в другие условия, вирус сразу же приспосабливается к чужим условиям и становится еще неуязвимее. В этом году в Москве было зафиксировано три случая холеры, завезенной из Индии. Доселе изолированные на отдаленных территориях нашей планеты болезнетворные организмы появляются там, где их вообще не ждали. «Великое переселение вирусов» — так шутя эпидемиологи называют этот процесс.
Сейчас мировое сообщество уделяет особое внимание противоэпидемическим службам. К сожалению, угроза эпидемий в настоящее время ставится в один ряд с глобальным потеплением и мировым терроризмом. В России предпосылками модернизации специальных противоэпидемических бригад были решения саммита «Группы восьми». Ставропольский противочумный — одно из самых известных учреждений подобного типа у нас в стране. Специалисты института будут обеспечивать биологическую безопасность Олимпиады в Сочи.
А пока нам, жителям Ставрополья, опасаться нечего, но и расслабяться не стоит, утверждают в институте. Ведь невидимый враг никогда не дремлет и может проснуться в любой момент.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление