«ВСЕ ДОБРОЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ТОЛЬКО УСИЛИЕМ» (Л.Н. Толстой)

Василий Скакун

Как все устроено в жизни, однако, что все позитивное, о чем все мечтают, подчиняется гениальному высказыванию великого русского писателя и философа. Естественно, что под словом «доброе», в первую очередь, подразумеваются человеческие черты характера, которые затем подтягивают под эту же добрость все то, чем и живет человек, тем самым, быть может, в сотый раз подтверждая тезис главенства духа над материей.

И тогда понятно, откуда появляются все люди, попавшие в запредельные жизненные обстоятельства. Речь идет не только о бомжах и тех, которых сломили страсти, но и вообще о трудностях бытия. Они просто не сумели (по разным причинам, на которые они и ссылаются) проявить упорство в противодействии, то, что Толстой называет усилием, а в народе трактуется, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Они выбрали легкие пути, которые, как нетрудно догадаться, всегда ведут к неимоверным затруднениям. Сама жизнь устроена таким образом, что не оставляет шанса тем, кто пренебрегает ее законами. Причем для приобретения добродетели нужны усилия, и уже понятно, что они должны быть направлены не столько в сторону накопления денег, наград, всевозможных должностных высот, а именно проявления доброжелательности везде и во всем, на которой ничего материального заработать невозможно, ибо все остальное затем не может не подтянуться до уровня разумной достаточности. Это и наталкивает на убежденность, что подобная структура жизни входила в Замысел при сотворении человека для подталкивания его на тропу мудрости (это как специфический пропуск). А тропа мудрости ведет в стан Божественности, так как это и есть целевая программа для каждого индивидуума на протяжении многих воплощений. И, пожалуй, сложнее задачи в жизни нет, попробуйте, и убедитесь, что это так.

Писал эту статью, находясь в Баку на чемпионате Европы с нашими российскими (ставропольскими) акробатами. Здесь меня разыскал старый приятель по спорту (мы выступали с ним в одно время, в давние шестидесятые годы). Узнав, что мне хотелось бы поклониться могиле Магомаева, предложил свою помощь. Мы приехали на этот своеобразный пантеон великих людей Азербайджана. Конечно, самый величественный монумент, как и положено, у которого дежурит полиция, это Гейдару Алиеву. Сейчас его сын руководит республикой. Здесь, в Баку, огромный мемориальный комплекс, посвященный жизни и деятельности бывшего первого секретаря ЦК КП Азербайджана, а затем и президента республики Г.Алиева. Там в большом отдалении друг от друга порядка сотни захоронений людей, внесших заметный вклад в жизнь нашего южного соседа. Это писатели, композиторы, артисты, архитекторы, военные (генералы), Герои Советского Союза и иные видные деятели Азербайджана.

Памятник Магомаеву как-то не произвел на меня впечатления. Мне представлялось, что он должен бы быть (по его отдаче) более могучим. Кстати, рядом находится памятник его знаменитому деду, азербайджанскому композитору, тоже Муслиму Магомаеву.

Естественно, невозможно даже предположить, кем они были (как люди), достигшие своеобразных вершин в разных областях своей деятельности. Конечно, это не могло произойти само по себе, нужны были усилия наряду с теми талантами, которыми их наградила Природа. Но сумели ли они открыть в себе добродетель, ведь это и есть главенствующая цель человеческих жизней. Зачастую талант, полученный Свыше (для этой же цели), усложняет поиск тропы, ведущей к внутренней мудрости, так как в этих случаях кажется, что это я сам творец всех своих достижений.

Но жизнь такова, что независимо от должностей и земного статуса вождей больших и малых (как бы им это ни казалось странным), они тоже должны умирать. Смерть не обошла стороной ни Сталина, ни Брежнева, ни Алиева, она никого не оставляет на сверхсрочную службу. И потому каждый из нас имеет две возможности самопроявления здесь, на Земле: физическую с выражением внешней материальной стороны и духовную, которая в своем арсенале не имеет ни долларов, ни званий, ни наград. И потому при жизни нас ценят, по крайней мере, так принято, не только по материальному вкладу, но и по проявленности таланта, на Том Свете оцениваются наработки, которые способствовали росту души, и все доброе, оставленное после, как правило, сохраняется в веках.

А вот мнение Н.В. Гоголя по этому вопросу: «Человек может жить двояко: истинной (внутренней) жизнью или жизнью ложной, призрачной (внешней). Под внутренней жизнью я понимаю ту жизнь, когда человек уже не живет одними впечатлениями, но когда сквозь все видит одну пристань и берег – Бога и во имя Его стремится и спешит употребить в дело данный ему талант, а не зарыть его в землю, – зная, что не для своих удовольствий дана ему жизнь».

Но нас всех веками приучали к тому, что жизнь разовая случайность взаимности своих родителей, а веру в Бога сделали такой, что Он нам представляется как минимум работником Счетной палаты или майором сталинского НКВД. Это привело к тому, что абсолютное большинство народа даже не хочет задумываться о задачах, стоящих перед нашими жизнями, кроме личного обогащения любыми способами. Мы не хотим знать, зачем мы потенциально разумны и на что нам стыд, совесть, долг, честь. И почему от всего этого нам так легко отказаться и жить полуживотной жизнью.

Нас всех пытаются научить мыслить так, как кто-то считает это необходимым. Верхи так подняли себя над всем народом, что забыли: все-таки заботы о народе – самые важные и самые первоочередные их задачи. Изменений сверху нам не дождаться, изменяться надо самим. Как? Все по той же формуле, определенной Л.Н. Толстым: «…становясь каждый день лучше, чем был вчера, добрее, сострадательнее и милосерднее». И только в этом случае мы все вместе сможем изменить мир, в котором живем. Ибо усилиями королей мир может быть уничтожен. Ведь все они живут категориями ума, у которого нет ничего святого, кроме своей важности.

«Откиньте народ – что станется с заветами долга, с тем, чем единственно держится общество, с тем, что составляет величие и силу нации? Когда нации слабеют, кто их обновляет, оживляет их, как не простой народ?» (Ламенне, французский религиозный философ, аббат, XIX век).

Вот почему геройских подвигов, самопожертвования надо искать в нем, в народе.

эзотерика, Василий Скакун: грани бытия

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление