ВСЕ МЫ – РЕЖИССЕРЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Василий СкакунКаждый человек, прежде чем смотреть какой-либо фильм, в первую очередь интересуется именем режиссера картины, ведь от его мастерства и будет зависеть успех киноленты. Ведь только Эльдар Рязанов мог выпускать такие шедевры, как «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» и много десятков запоминающихся произведений киноискусства, которые мы в советские времена смотрели по многу раз.
А не кажется ли вам, что и каждый из нас является режиссером своей жизни, кроме того, ему же отведена и роль главного героя. Вот если бы люди могли с этим как минимум согласиться, это на самом деле было бы важным шагом в понимании того, почему их жизнь так неприветлива, а порой и несправедлива к ним. Ведь недаром мудрецы говорили: «Научись принимать жизнь такой, какая она есть, ведь все идет по выбранному тобой сценарию».
Но вот незадача – оказывается, у каждого главрежа (то есть у тебя, как и у меня) есть два помощника, которые наперебой доказывают друг другу свою правоту в приеме тех или иных постулатов жизни: учиться или не учиться; жениться или остаться холостым; жить праведной жизнью или как придется.
На днях мне по случаю пришлось подвезти одного обездоленного человека из одной больницы в другую. Он был болен, на костылях (недавняя ампутация голени одной ноги), весь желтый, стонущий, мокрый и холодный после осенней дождливой ночи. За этот небольшой отрезок времени (я даже не успел узнать его имени), в течение которого мы преодолевали расстояние между двумя клиниками, он поведал мне историю своей жизни.
Родители его живы и относительно здоровы, но ввиду недостойного поведения своего сына выгнали его из дома. И вот теперь он, неприкаянный, шляется без работы, без денег, без крыши над головой, а тут еще и напасть в виде болезни – ампутация части ноги. И чувствуется, что он весь пропитан страданием, в нем осталось только одно – страдание. А в городе нет ночлежки для бездомных, вот он и мается.
Должен ли он по жизни страдать, это что – судьба или его выбор? Несомненно, выбор, который явился следствием своей же предыдущей безалаберной жизни, состоящей из постоянного потакания своим желаниям, которое затем непременно и обрекает человека на страдания.
Мы уже догадываемся, что одним из претендентов на роль помощников режиссера является ум. Главная задача ума – это сравнение. Он постоянно сравнивает тебя и меня: наше одеяние, наше жилье и автомобили, наше поведение, наши наклонности. И в результате этих сравнений, даже не сомневайся, я всегда должен быть лучше. А если вдруг ты в чем-то превосходишь меня, мой ум тут же найдет какой-нибудь негатив в тебе и будет тебя критиковать. Не удивляйся, твой ум один к одному, как и мой, и не притворяйся, что это не так. Просто мы научились скрывать то, что у нас внутри, а читать чужие мысли нам именно по этой причине и не дано, иначе все вокруг были бы непримиримыми врагами.
Мы все – охотники за счастьем, но каждый из нас охотится в том личном лесу, который мы и создаем в воображении своего ума. У бомжей свой лес, и расположен он на свалке; у алкоголиков лесная роща в винном погребке, у других, которые ищут беззаботную жизнь, свои лесоповалы, и они рыщут только по своей территории, пытаясь отыскать там клады нибелунгов под названием «удовлетворенность жизнью».
Это постоянное стремление к поиску лучшего вложено в каждого из нас на подсознательном уровне. Мы все время (денно и нощно) неустанно ищем во внешней жизни то самое лучшее, и все время не находим его. Потому что удачи материального толка в принципе не способны принести покой и удовлетворенность на все времена. Что же делать? Надо испытать в другом месте.
Вторым претендентом в помощь главному режиссеру нашей жизни готов выступить разум. Сама приставка «Ра», как известно, означала в древности Солнце, то есть все то, что связано с добротной, радостной и счастливой жизнью. Так почему среди нас так немного тех самых, освещенных солнцем счастливчиков? Да потому, что ум, кроме всего, еще наделен качествами наглеца, он всегда влезает вне очереди даже туда, куда его и не приглашали, и всегда готов выступить со своими глупыми предложениями.
Еще Л.Н. Толстой не просто говорил, а категорически настаивал или даже утверждал: «Человек обязан быть счастлив. Если он не счастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения». А что значит «хлопотать над собой» (можно хлопотать на кухне, но это не то)? Это что-то такое, что мы должны делать, то есть менять механизм собственной жизни, понимая при этом, что счастье уже обитает где-то внутри нас, но хозяином тела не созданы соответствующие условия для его проявления. При этом если кто-то думает, что счастье должно проявляться во внешней среде, то он ошибается. Новые ботинки ему не помогут. За счастье отвечают внутренние структуры, приведенные в особое состояние. Это и есть то самое толстовское «хлопотание над собой».
«Когда вы измените свои взгляды, жизненные ситуации тоже изменятся. Изменение вашего сознания неизбежно влечет изменение жизни в целом» (Нико Бауман).