Вспомнили: остроактуально для россии!
В нынешнюю субботу в Институте Дружбы народов Кавказа пройдут первые Ященковские чтения. Участие в них примут ученые - юристы, филологи, философы, библиографы Ставрополья, Кубани и Дона, других регионов юга страны.
«Многоуважаемый г. Ященко! (Простите, забыла отчество), - писала 6 июля 1922 года Марина Цветаева. - Не нужна ли Вам для Вашей книги (журнал «Новая русская книга». - Авт.) статья о Пастернаке - о его книге стихов «Сестра моя - жизнь» (имеется в виду статья «Световой ливень». - Авт.). - Только что кончила, приблизительно 1/2 печатн. листа. Сократить, говорю наперед, никак не могу. Если она Вам окажется нужна, ответьте, пожалуйста, на три следующих вопроса:
1) КОГДА ПОЙДЕТ? (Мне важно, чтобы поскорее, чтобы моя рецензия была первой).
2) МОГУ ЛИ Я РАССЧИТЫВАТЬ НА ПОЛНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕКСТА?
3) СМОГУ ЛИ Я, ХОТЯ БЫ У ВАС, В РЕДАКЦИИ, ПРОДЕРЖАТЬ КОРРЕКТУРУ? (Абсолютно важно!).
4) ПЛАТИТЕ ЛИ, И ЕСЛИ ПЛАТИТЕ, СКОЛЬКО? (И сразу ли?).
Будьте милы, ответьте мне поскорей, это моя первая статья в жизни - и боевая. Не хочу, чтобы она лежала...»
Подобных писем от русских эмигрантов первой волны на берлинский адрес Александра Семеновича Ященко приходило немало. А в организованном им популярном «Клубе искусств» выступали С.Есенин и В.Маяковский, И. Эренбург и А. Толстой - тогда еще можно было свободно выезжать за границу Советской России. Созданный им Клуб - стал духовным и интеллектуальным центром, местом встречи известных людей, уехавших из нашей страны в результате гражданской междуусобицы и не признавших власть большевиков.
Собственно, и сам Ященко - как со временем оказалось, правовед с мировым именем - стал одним из первых невозвращенцев. В 1918 году включенный в правительственную делегацию в Берлин в качестве эксперта по международному праву, он отказался возвращаться домой. Предусмотрительно, как окажется позднее, если вспомнить тот же «Философский пароход» со ссыльными - знаменитыми русскими мыслителями, повальные репрессии инакомыслящих в последующем.
На бывшей Поспеловской
А родился и провел детство этот неизвестный долгое время - до 2000-х годов и на малой родине, - разносторонне одаренный человек в Ставрополе, в семье местного чиновника Семена Григорьевича и Христины Ивановны в доме по улице Горького, 14 (бывшая Поспеловская), в 1877 году. Это крепкое, из кирпича, одноэтажное здание со старинным кованым узорчатым надкрылечником над входом сохранилось до сегодняшнего дня. По данным известного краеведа Г.Беликова, некогда в усадьбе по этому адресу, оцененной в 4,5 тысячи серебром, находилось немало хозяйственных построек: конюшня, каретный сарай, амбар. В музейных же фондах, увы, о нем до обиды сохранилось мало что, хотя родственников имел огромное количество. Впрочем, жестокий ХХ век вполне мог перемолоть и их, а у потомков, если и остались, вряд ли зацепилось в оскудевшей памяти - кто был у них в прадедах.
Александр Семенович с отличием окончил Ставропольскую мужскую классическую гимназию, после чего поступил в Московский университет. Сначала на математический, потом перевелся на юридический факультет. Во время учебы подружился с Александром Блоком, Валерием Брюсовым, публиковал критические, литературоведческие и публицистические статьи в либеральных изданиях «Век», «Русские ведомости», «Народо-правство», а в журнале «Путь», в частности, напечатал объемный труд «Русская библиография по философии и религии с начала письменности до наших дней».
Он был приват-доцентом Московского, экстраординарным профессором Юрьевского (Тартуского), профессором Пермского, Петербургского, Каунасского университетов, параллельно с чтением лекций работая над синтетической теорией государства и права, в которой переплелись история, философия, религия, моральные и нравственные постулаты. «А.С. Ященко - выдающийся русский правовед, философ, библиограф, писатель и общественный деятель, по праву относящийся к ярким представителям мировой федералистской мысли, - недавно написала, например, Милена Глигич-Золотарева, ведущий советник Аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ. - Ященко принадлежит широко известная концепция дуалистического суверенитета в федеративном государстве, основные идеи которой были забыты отечественной правовой наукой. Только теперь новое их открытие позволяет убедиться в их правильности и острой актуальности для России и для всего мира». Да, сегодня по его трудам пишут рефераты, защищают диссертации...
Хранитель русской памяти
Оказавшись за границей, Александр Семенович примкнул к политическому кружку Станкевича «Мир и труд» и стал организатором, как говорилось выше, берлинского «Дома искусств», членом его правления. И издавал журналы, сначала «Русская книга», потом на его базе «Новая русская книга». Он старался быть в курсе происходящего на Родине, потому выпускал и «Вестник русского книжного рынка», и «Научную жизнь», был соредактором «Вестника самообразования»: ведь все тогда было разрушено. Цель этой многоплановой работы он обозначал так: «Собрать и объединить сведения о русской и заграничной издательской и литературной деятельности», выстроить, по сути, «мост, соединяющий русскую и зарубежную печать». Сам Ященко, его журналы и деятельность вокруг них действительно стали не только справочным центром для эмиграции, как писали в СМИ (прибывающие в Берлин, чтобы узнать - кто, где из соотечественников, направлялись в редакции его изданий), но и узнать последние новости, их интерпретацию.
Тогда еще была вера в то, что все как-то образуется и нормализуется. В «Совдепии» ввели нэп - и это был хороший сигнал, в январе 1924-го смерть Ленина породила дополнительную надежду на перемены. Видимо, и поэтому тоже, а не только из-за финансовых проблем осенью этого же года Ященко перебирается поближе к России, в Литву, возглавив кафедру международного права на юридическом факультете в Каунасском университете. Но надежды на смену режима таяли, и он в начале 1930-го вернулся в Берлин.
Перед смертью в 1934-м Александр Семенович, уже сильно болеющий, успел завершить свои мемуары «Годы странствий». После закрытия журнала «Новая русская книга» остался огромный архив - сотни папок с письмами и рукописями именитых авторов, подшивки газет и журналов, которые выпускались эмигрантами, нашими соотечественниками в десятках разных стран и высылались на его имя. Это была бесценная сокровищница русской памяти. Архив был перевезен в Париж, но большая его часть бесследно исчезла во время немецкой оккупации города, остатки попали в Гуверовский институт в Калифорнии (США). На основе этих документов позже сотрудник «Новой русской книги» Р. Гуль напишет свои известные книги о Дзержинском, Бакунине, Тухачевском. А эстафету Берлина как средоточия духовной жизни русской эмиграции, не принявшей большевизм, перехватит столица Франции. Издательство «YMKA-press» продолжит дело Александра Семеновича, будет публиковать воспоминания первых и произведения новых ссыльных эмигрантов, в частности, книги другого нашего земляка Александра Исаевича Солженицына...
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.
Фото
Владимира КРИВОШЕЯ.