Вспомнить и не забывать
Михаил ВасиленкоНачался отсчет времени до 65-й годовщины Победы, великого нашего праздника. И так совпало, что летом исполнится еще один военный юбилей, который, скорее всего, пройдет почти незамеченным - 95 лет с начала Первой мировой. А ведь та война, унесшая жизни пяти миллионов наших соотечественников, стала одним из поворотных событий в истории России, чьи кровавые уроки мы за весь двадцатый век так до конца и не извлекли.
Кто сейчас вспоминает о жертвах Первой мировой? Ладно, нет обелисков, так и мало в какой семье помнят предков, прошедших круги фронтового ада в 1914 - 1917 годах.
Прилепили к той войне «империалистический» ярлык и будто чохом записали в империалисты ее солдат. Конечно, можно долго спорить о праведности или неправедности междержавной схватки. Можно предполагать, что, не ввяжись в ту войну Николай II - слабовольный полковник с полубезумной супругой, - немцы быстро бы побили французов, как били до и после, а наша страна продолжила бы свое развитие: победу в войнах часто одерживают страны, в них не участвовавшие. Мы же спасли Францию, погубив Россию.
Но эти споры и предположения гроша ломаного не стоят. Что случилось, то случилось. И при новой власти Советов поспешили забыть империалистическую. А если вспоминали, то прежде всего как предтечу войны гражданской, уже, так сказать, правильной войны. Но при чем здесь российские воины, те самые миллионы мужиков, одетых в солдатские шинели, которые погибли или стали инвалидами где-нибудь в Галиции, Турции или Восточной Пруссии? Им-то за что наше беспамятство...
Думается, была еще одна - идеологическая - причина предавать забвению Первую мировую: ее вольное или невольное сравнение со Второй мировой, а точнее - с Великой Отечественной. Разумеется, исторически любое подобное сопоставление некорректно. Но ведь люди, особенно пережившие обе войны, все равно задумывались, почему в 1914 - 1916 годах враг не дошел не то что до Волги и Эльбруса, даже до Минска и Риги, а на Петроград не упал ни один немецкий снаряд, да и карточки на продовольствие в России - единственной из всех воюющих стран - не вводились. И это при вопиющих пороках тогдашнего государственного устройства, распутинщине. При барском пренебрежении к солдатам собственной армии - крестьянки еще нарожают.
И тем более великим предстает подвиг российского воинства, остановившего неприятеля у границ империи, защитившего детей, женщин, стариков, жизнями заплатившего за все позорные изъяны самодержавного строя. Так же как и солдаты Великой Отечественной, платили самую высокую цену не только за звериную жестокость врага, но и за ошибки и преступления сталинского режима. И не их вина, что страна, народ понесли самые чудовищные потери за всю российскую историю.
Это я вновь об уроках Первой мировой, которые мы так долго извлекаем. Назову, на мой взгляд, главный: варварское пренебрежение к судьбам простых людей порождает беспамятство, а оно ведет к новым жертвам. Так уж издревле повелось на матуш-
ке-Руси. Достаточно вспомнить Ивана Грозного. Или Петра Великого, на крестьянских костях построившего новую столицу (в его царствование население России сократилось чуть не на треть). Не случайно же потомок Петра Николай II росчерком пера отправил миллионы в мясорубку Первой мировой.
А гражданская... Помните - отряд не заметил потери бойца и «Яблочко» песню допел до конца. Сами пели. Про себя. Эх, яблочко, куда ты катишься!..
А Великая Отечественная... До сих пор, уже в преддверии 65-й годовщины Победы, число погибших называем приблизительно. И о многом стараемся воспоминать пореже. О харьковской катастрофе 42-го года, например. В наш класс накануне давнего уже юбилея Победы пришел офицер, чудом уцелевший в той бойне. Он сказал: «От нашего пехотного полка под Харьковом остался взвод». И заплакал. Мужчина, фронтовик, плакал на глазах у мальчишек и больше не смог сказать ни слова. И мы онемели от ужаса, от боли, от правды.
Не знаю, какой другой народ смог бы так жертвовать собой, пережить все муки и страдания, выпавшие на долю России в XX веке. И, чествуя героев Великой Отечественной, нам не грех вспомнить о всех жертвах минувшего столетия. О погибших на фронтах Первой мировой. О сгинувших в пожаре гражданской - о красных, белых, зеленых, о не белых, не красных, не зеленых. О жертвах «классовой борьбы». О тех, кого погубили коллективизация и голод 30-х. О невинно репрессированных, исчезнувших в лагерях и тюрьмах. О стариках, в 90-е годы ушедших из жизни до срока, потому что не хватало денег на еду и лекарства. Обо всех вспомнить. И не просто вспомнить, а помнить и не забывать. И понять - какого уважения заслуживает наш многотерпеливый народ и как надо его беречь. Друг друга беречь.
Сегодня наши национальные лидеры во главу угла ставят задачу сохранения нации. Вот и в кризис не стали урезать социальные программы и проекты. И очень хочется верить, что это всерьез и надолго. Навсегда.