Вы все еще не заплатили налог? Тогда мы идем к вам...
Наталья АрдалинаИзвестная рекламная истина — заплати налоги и спи спокойно — стала для ставропольцев особенно актуальной. Дело в том, что к жителям города, имеющим задолженности по налогам, теперь приходят представители сразу нескольких служб — судебных приставов, администрации, налоговой инспекции, полиции. В один из таких рейдов по Октябрьскому району Ставрополя наши корреспонденты отправились посмотреть, мучает ли совесть должников.
Глава администрации района Игорь Серов отметил, что такие рейды приносят большую пользу, потому что, в первую очередь, они «давят» на сознание неплательщиков. Результаты налицо: за неделю в Октябрьском районе в бюджет было взыскано более 200 тысяч рублей.
Для того чтобы попасть в списки адресов именно такого межведомственного рейда, нужно быть злостным неплательщиком налогов: сначала не уплатить сам налог по уведомлению, присланному налоговой инспекцией, затем не отреагировать на требование, присланное все еще налоговой. Только после этого материалы отправляются в суд, и после решения суда попадают к судебным приставам для исполнения. Приставы для начала тоже дают возможность погасить задолженность добровольно, пишут официальные письма, звонят и приходят для личной беседы. Только в том случае, если в установленные законом сроки человек не погашает долг, судебный пристав-исполнитель может описать и арестовать имущество должника на сумму, примерно равную сумме задолженности.
Первый адрес из нашего списка оказался многоквартирным домом по улице Ясеновской. Честно сказать, дом со стороны выглядит аварийным:
ветхие деревянные лестницы, ведущие на такие же ветхие веранды второго и третьего этажей, казалось, не выдержат большого количества людей. Как выяснилось, хозяйка маленькой квартирки на третьем этаже задолжала государству по налогу на имущество чуть более 4,5 тысячи рублей. Несмотря на ее просьбы и обещания все оплатить в ближайшее время, судебный пристав-исполнитель Анзор Абайханов, согласно закону, описал имущество на сумму около пяти тысяч: телевизор и DVD. Правда, соседи долго отказывались выступать в роли понятых, мотивируя это тем, что ни ремонтировать, ни признавать дом аварийным власти не хотят, а платить налог государству заставляют.
Арестованное имущество у должника не изымается, а оставляется на ответственное хранение, при этом хранитель ограничен в правах пользования: не может продать его, передать кому бы то ни было, да и просто пользоваться, потому что в случае утраты или порчи имущества, переданного под ответственное хранение, он будет нести уголовную ответственность. Анзор Рамазанович пояснил женщине, что сразу после того, как она погасит долг, арест будет снят.
Следующий адрес — на улице Бурмистрова - порадовал веселым и гостеприимным хозяином, который был рад такому количеству гостей, несмотря на нерадостный повод нашего появления. Сумма долга здесь оказалась побольше — 14 тысяч рублей. Как выяснилось, хозяин обещал все оплатить до конца месяца, только перепутал август с сентябрем. В этом доме накладывать арест на имущество не пришлось: хозяйка, далеко не столь радостная, как ее муж, сразу вынесла деньги и попросила рассчитать все до копеечки, чтобы не осталось никакого долга. Судебные приставы выписали квитанцию на денежные средства и пожелали супругам впредь оплачивать налоги вовремя. Кстати, хозяин рассказал, что он налоговых уведомлений не видел, и уж тем более никаких требований под роспись не получал. Это камень в огород то ли налоговой службы, то ли почты...
А вот «в гостях» у следующего неплательщика сразу стало понятно, для чего судебного пристава-исполнителя сопровождают вооруженные сотрудники специального отдела. Хозяин трех двухэтажных домов и двух встроенных магазинов был настроен весьма агрессивно: обещал обратиться и в суд, и в прокуратуру. Однако смутить Анзора Абайханова оказалось не просто. Он несколько раз подряд невозмутимо разъяснял хозяину дома требования действующего законодательства. Как выяснилось, человек, задолжавший государству 21 тысячу рублей транспортного налога, - это не сам хозяин, а его знакомый, которому после переезда из Элисты нужна была прописка в Ставрополе. Прописать прописали, а заодно получили и проблемы: согласно закону, судебные приставы имеют право арестовать имущество по месту регистрации должника, при условии, если другие жильцы не смогут представить доказательств права собственности на имущество. Разумеется, в случае несогласия с действиями судебных приставов человек вправе обратиться в суд и в 10-дневный срок обжаловать наложение ареста.
Пару недель назад приставы уже приходили по этому адресу с просьбой разыскать должника в кратчайшие сроки, однако результатов пока не получили. Шумный хозяин очень долго сопротивлялся действиям приставов, однако в итоге понял, что закон не на его стороне. И решил было даже оплатить часть долга. Однако в данном случае пристав не имеет права принять деньги в счет оплаты долга, поскольку хозяин дома не является представителем должника. Пришлось-таки описывать бытовую технику и накладывать на нее арест.
Хозяин дома торжественно пообещал разыскать прописанного у себя должника и заставить его в кратчайшие сроки заплатить налог, чтобы самому спать спокойно.
В общем, оказалось, что не только у полиции «служба и опасна, и трудна». Судебному приставу-исполнителю Анзору Абайханову время от времени угрожают, звонят по ночам. Конечно, сам он об этом говорить не стал, но с тем, что есть у профессии такие издержки, согласился.
Тем не менее совместные межведомственные рейды приносят существенные результаты: как рассказал представитель комитета финансов и бюджета администрации города, за шесть рейдов, проведенных с 15 августа по сегодняшний день, было взыскано 677 тысяч рублей во все уровни бюджета, из них 477 тыс. — в городской бюджет. Буквально на прошлой неделе случилась показательная история: в пятницу судебные приставы наложили арест на имущество на сумму около 30 тысяч рублей, и уже в понедельник должник погасил 150 тысяч долга. Не понравилось быть ограниченным в праве пользования собственной техникой...