Выбор остается за жильцами
Тамара КоркинаРазговор по письмам наших читателей вылился во встречу за «круглым столом», в которой приняли участие зам. главы администрации Промышленного района Александр Егоркин, директор фирмы «Аудит» Ирина Горешнева, директор управляющей компании № 1 Тимур Джатдоев.
– Собрания по поводу перехода из ЖЭУ в управляющие компании не проводились, жильцы договоры с ними не заключали, информации никакой не было – давайте начнем с ответов на эти вопросы наших читателей.
А. Егоркин: — А собрания и не должны были проводиться. Дело в том, что сегодня заказчиком на услуги по содержанию и ремонту жилого фонда является муниципалитет. Это очень важно понять. Муниципалитет заменил подрядчиков, вместо ЖЭУ ими стали управляющие компании. Они действуют в рамках муниципального заказа только по обслуживанию, но никак не по управлению. И название – управляющая компания – не суть дела, главное — вид деятельности, которую она проводит.
Сегодня собственники помещений в многоквартирных домах – просто потребители жилищно-коммунальных услуг. А вот когда они выберут способ управления своим домом, тогда ситуация изменится, с ними будет заключен договор именно на управление.
— Управляющие компании возникли и сменили ЖЭУ как-то внезапно, недоумение людей вполне понятно.
А. Егоркин: — Никакой внезапности нет, работа была проведена колоссальная. ЖЭУ несли большое налоговое бремя, имели огромные непроизводственные расходы. Управляющие компании работают с тарифом, который взимается с населения, и могут отчитываться перед людьми в текущем периоде. Преследовалась и такая цель: людям надо дать возможность хорошо познакомиться с управляющими компаниями. Потом, участвуя в тендере, они смогут предложить свои услуги как управляющие компании и будут на равных бороться за право работать на рынке ЖКХ.
Т. Джатдоев: — Очень бы хотелось, чтобы все 10 компаний, которые созданы в Промышленном районе, предлагались бы людям, чтобы о нас было как можно больше информации. Мы ведь не откуда-то взятые компании, а люди, которые десятилетиями обслуживали горожан. И в качестве управляющих компаний мы вот уже три месяца содержим жилой фонд. Причем авансируем собственников жилья. Я хочу подчеркнуть, что для жильцов, которые обслуживаются управляющими компаниями, функционально ничего не изменилось. И хочу уверить всех, что мы прилагаем все силы, для того чтобы день ото дня улучшать качество своей работы. Для этого используются все средства в рамках действующего законодательства. К тому же муниципалитет несет полную ответственность за нас, как своего подрядчика.
А. Егоркин: — Я хочу привести такое сравнение. Сегодня управляющая компания – подрядная организация, муниципалитет – заказчик. Насколько мы знаем и привыкли, заказчик не уведомляет жильцов о случаях проведения, скажем, капитального ремонта. И никто не возмущается, что вот кто-то зашел и чего-то делает. На сегодня наши управляющие компании – как раз те, кто заходит и чего-то делает. А резонанс почему-то нездоровый пошел. Хочу сказать, чтобы люди не боялись, все те деньги, которые они платят сейчас, попадут по назначению, на ремонт и содержание жилья.
Что касается платежек, то, очевидно, в них нужно было указать поставщиков коммунальных услуг, которым население платит денежные средства напрямую. К слову сказать, хочу призвать людей платить так, как они платили обычно, не поддаваться на провокации и не создавать задолженность, которая может поставить поставщиков услуг в тяжелое положение.
— Давайте ответим на вопросы, которые задает Анатолий Мангуш, проживающий в доме 4/2 по улице Ворошилова. Вот его письмо в редакцию.
«…Скажем, собственник приватизированного жилья проживает в пятиэтажном доме и ничего не делает, для того чтобы пристать к какому-то берегу. Кто будет выписывать ему платежки за отопление, воду, электроэнергию? К кому следует обращаться в случае неисправности водопровода или электросети? И как оплачивать проведенную работу?
И. Горешнева: — Пока дом не определился со способом управления, собственник должен обращаться в обслуживающую организацию. В районе это сегодня — ЖЭУ или управляющая компания. До выбора способа управления каждый собственник помещения платит за жилищно-коммунальные услуги по публичному договору. Если вы захотите оформить договор с коммунальным предприятием, то в нем тоже будет обозначено, что только — до выбора способа управления.
Но вот дом выбрал способ управления. Теперь большинство собственников должны будут решить, кто и какие коммунальные услуги будет предоставлять. Возможно, будет решено никому это дело не поручать. Тогда каждый заключит договор с поставщиком услуги отдельно. Это Жилищный кодекс позволяет. Или, например, собрание решит, что управляющая компания будет предоставлять услугу только по теплу, тогда так и будет.
То, что сейчас монополисты не хотят работать с отдельными жильцами, – не вопрос. Есть органы, которые в соответствии с законом помогут собственнику отстоять свои права.
Договор — это основной и единственный способ устанавливать отношения и контролировать те обязательства, которые мы кому-либо поручаем.
— Вот еще письмо, от Г. Трифонова. «Меня, постоянного вашего подписчика, да и остальных, думаю, тоже, интересует такой вопрос: в чем заключается «Обслуживание жилых помещений»?»
А. Егоркин: — Есть постановление главы города от 04.03.2005 года. № 677, в котором четко указан перечень всех услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда Ставрополя. В нем абсолютно четко расписано, что должно быть выполнено за те деньги, которые платит жилец в пределах тарифа. Это публичный документ, он есть в любом ЖЭУ, можно ознакомиться.
— А вот еще письмо – Николая Солчатова, проживающего по улице 50 лет ВЛКСМ. « Я читал в «Вечерке», что есть постановление городской Думы, разрешающее создавать управляющие компании с участием муниципалитета. Зачем это нужно?»
А. Егоркин: — Администрация стремится, чтобы рынок жилищно-коммунальных услуг был регулируемым. А для этого необходимо создавать предприятия, которые могут быть управляемы через муниципалитет. А это ни в одну минуту сложившиеся предприятия, они должны иметь свою базу, которую необходимо передать.
Все проблемы по ЖКХ, с которыми сталкиваются люди, являются социальными. Со своими бедами они идут в администрацию района, и мы обязаны помочь. А повлиять на ситуацию можно только тогда, когда есть рычаги воздействия. И создавая управляющие компании, мы по большому счету заботимся о завтрашнем дне жителей района. Мы заботимся о том, чтобы в управляющих компаниях работали специалисты, чтобы повышалось качество обслуживания, рационально расходовались деньги.
— Лицевой счет на каждый дом — в каком состоянии эта работа?
Т. Джатдоев: — Мы купили программу по оформлению и созданию лицевых счетов. Это поможет и жильцам, и нам контролировать средства, которые поступают от населения. Стоит подчеркнуть, что сегодня систему платежей формирует муниципалитет. У нас уже 30 домов готовы заключить с нами договор на управление.
А. Егоркин: — В заключение разговора очень хочется подчеркнуть, что мы открыты людям, постоянно ведем работу по разъяснению. Конечно, реформы в ЖКХ идут сложные, часто многим непонятные. Мы готовы помогать, разъяснять, встречаться в советах микрорайонов, в отдельных домах. Хотя надо помнить, что в любом случае выбор остается за жильцами.