Выплаты по ОСАГО и каско: готовятся важные изменения
Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал документ, который вводит единую методику расчета ущерба после ДТП для выплаты компенсации. Хотя документ еще не принят окончательно, уже известны некоторые подробности, которые могут существенно изменить жизнь автомобилистов.
Все формулы расчета восстановительных расходов в новом документе были взяты из постановления правительства №361 и лишь подкорректированы с учетом практики применения. Например, учет износа деталей автомобиля будет учитываться и дальше, однако теперь за основу будет взята не дата производства машины, а количество полных лет с начала эксплуатации.
Помимо общих коэффициентов износа, будет еще один — так называемый индивидуальный. Он будет начисляться в том случае, если какая-то деталь заметно более изношена, чем положено в соответствии с возрастом и пробегом. Например, у «годовалого» автомобиля после ремонта крыло с тремя слоями шпатлевки. В этом случае начисляется дополнительный коэффициент. Но зато на важнейшие детали, от которых будет зависеть безопасность автомобиля (элементы тормозной системы, системы рулевого управления, подушки и ремни безопасности и т.д.), коэффициент износа начисляться не будет.
Еще одна новость заключается в том, что теперь не будут применяться коэффициенты в зависимости от страны происхождения автомобиля. На практике установить её зачастую было невозможно или на это требовалось потратить огромное количество времени.
Наконец, самый важный вопрос новых правил — откуда эксперты будут брать стоимость запчастей и нормочаса на работы? Все очень просто. В случае принятия методики будут разработаны ценовые справочники, в которых будет не менее 80 млн записей, а данные в них будут обновляться раз в полгода. В случае если у автовладельца окажется уникальный автомобиль, деталей которого в справочнике нет, расчет будет проводиться по старинке, с учетом средней стоимости запчасти.
«Вопрос создания в России единой методики оценки ущерба от ДТП стоит очень остро, — пояснил начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов. — В год случаются сотни тысяч судебных разбирательств по ОСАГО, главная тема которых - споры по поводу размера ущерба. На сегодняшний день технические эксперты оценивают каждый случай по-разному, поскольку единых правил нет, и к ним нельзя предъявить претензий. Разработка единой методики была поручена Минтрансу 10 лет назад, однако за эти годы ничего так и не было сделано. В прошлом году Российский союз автостраховщиков предложил взять на себя функции организатора процесса. Формулы расчета восстановления расходов будут просчитывать эксперты. Помимо этого мы должны определить, как будет проходить экспертиза. Еще один сложный вопрос — это ценовые справочники. Только после их появления можно будет говорить об установлении стоимости запчастей в ходе экспертизы. К слову, будет учитываться и износ автомобиля. При этом решено, что детали, влияющие на безопасность (например, ремни безопасности), учитываться не будут».
Единую методику расчета ущерба планируется утвердить на заседании правления РСА, предположительно в феврале. После этого его направят в Центробанк — мегарегулятору страхового рынка. Отметим, что сейчас в Госдуме обсуждаются поправки в Закон об ОСАГО, и именно в них предлагается передать полномочия по утверждению единой методики в руки Центробанка.