Выставка достижений художественного хозяйства
Ярослав РаспутинВыставка Icons встретила нас пустым залом. Впрочем, объяснение найти легко — рабочий полдень, не до Гельмана краснодарцам. По словам сотрудников, вообще выставка популярна: они даже показали книгу отзывов — их немало. Кстати, цены весьма либеральные, а студентам-художникам вход и вовсе свободный.
Несмотря на всю политизированность ситуации, стоит отметить: Гельман в художественной культуре современности — а мы оптимисты и говорим о её существовании – лицо значимое, а в Краснодар он приехал с целью положительной: привезти новости мира искусства. Собственно говоря, Icons по своему содержанию аналогична выставке достижений в любой другой сфере — военной, нанотехнологической, биологической. И относиться к этим достижениям нужно так же: это — плоды прогресса, они ни к чему не обязывают, они демонстрируют результат исследования и открывают новые пути развития. Что удивительно, Всеволод Чаплин отозвался о выставке положительно: он заявил, что в некоторых работах видит поиск Бога и отражение веры, какие-то картины назвал спорными, в отношении них хотел бы, чтобы авторы объяснили, что хотели сказать. «Ничего принципиально дурного в самой идее этой выставки не вижу», - пишет протоиерей в блоге «Православная политика».
Icons производит впечатление двоякое. С одной стороны, представлены великолепные работы в самых различных техниках — почти каждый может найти себе что-то по душе. Спектр - от абстракции и сюрреализма до гиперреализма — очень широкая полоса в изобразительном искусстве, мало кто сможет назвать произведения, находящиеся за её рамками. С другой – складывается впечатление, что сама выставка получилась на порядок хуже представленных на ней работ. Во-первых, организация пространства правильно подала только одну работу, и то, видимо, лишь по удачному стечению обстоятельств. Во-вторых, каждая картина, да и сама выставка имеет описания, висящие на специальных табличках, и они, увы, совершенно безграмотны. Чего стоит то, что картину Гора Чахала «Солнце правды, добра и красоты» там означили как «Солнце правды, добры и красоты», а уж о том, какие перлы можно было встретить в том тексте, который не все прочтут, ибо лень, и говорить не хочется. Уж выставка, прогремевшая на всю Россию, могла себе как-нибудь позволить корректора.
Ну оно и понятно. Гельман – замечательный человек в том плане, что собирает произведения современного искусства и показывает их. Но выходит, что ни показывать, ни оформлять их он не в силах – а может, это недоработки каких-то второстепенных лиц. Это остаётся единственным грехом галериста как против искусства, так и против нравственности. И хотя было бы неплохо наказывать за безграмотность, но что точно – не силами РПЦ, «Сути времени» и националистов.