«Я рад, что смог помочь людям»
Тамара Коркина В марте исполняется два года ныне действующей Государственной Думе края. Когда шла выборная кампания, избиратели обозначили немало проблем, требующих, на их взгляд, незамедлительного решения. Что удалось сделать нашим избранникам, каков итог двухгодичной работы?
Сегодня мы предлагаем нашим читателям поучаствовать в разговоре с депутатом краевой Думы Иваном Ивановичем УЛЬЯНЧЕНКО, председателем комитета по социальной политике. Ведь именно социальные вопросы у нас чаще всего выходят на первый план.
Опираясь на наказы избирателей
— Как за это время сложилась депутатская практика: вы больше времени и сил отдаете законотворчеству или работе на округе?
— Так как я депутат по Октябрьскому одномандатному округу, то не делю, что главнее — законодательная деятельность или работа непосредственно на округе. Меня избирали конкретные люди, они высказывали просьбы, давали поручения, связанные как с изменениями в законодательстве, так и с благоустройством. И те законы, которые мы с коллегами-думцами разрабатываем и принимаем, в основном опираются на их пожелания. К примеру, очень острым, актуальным был вопрос о присвоении звания ветерана труда. У кого-то были федеральные награды, у кого-то, проработавшего многие десятилетия, - нет, люди просили восстановить справедливость. Мы приняли закон, по которому только в прошлом году звание «Ветеран труда Ставропольского края» и, соответственно, меры социальной поддержки получили около 62 тысяч человек.
Если у человека проблемы
— Скажите, какой принятый в прошлом году закон принес вам наибольшее удовлетворение?
— Я рад тому, что впервые в крае появился закон о государственной социальной помощи населению. Он очень актуален для Ставрополья, по-человечески обидно, что его после выхода аналогичного федерального закона почти 10 лет в крае не было. Ведь у нас около 600 тысяч жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума, считайте, каждый пятый-шестой человек. Эти данные подтверждены Пенсионным фондом и органами социальной защиты.
— И как заработал закон? Кто попадает под его защиту?
— Мы определили, что право на социальную помощь имеют те, у кого совокупный доход в семье ниже прожиточного минимума, а также попавшие в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам. Скажем, человек заболел и не имеет средств на лечение. Или оформляется на группу инвалидности. Мы знаем, что механизм получения группы инвалидности длительный и непростой. На то, чтобы обследоваться, пройти комиссию, понадобится месяц-два. Да и потом не с завтрашнего дня придет пенсия. Словом, человеку надо на что-то жить. Теперь по принятому закону он до трех месяцев может получать государственную помощь. Она различная — от 100 рублей до 3 тысяч, в зависимости от размера совокупного дохода.
Сейчас вот жизнь показала, что в закон надо вносить коррективы. На очередном заседании Думы мы выходим с изменениями в Закон о государственной социальной помощи. Почему? Например, пожилая женщина проживает одна, проводка в доме старая, замкнула. Произошел несчастный случай — кто окажет помощь? В соответствии с законом дадут тысячу-две, но за эти деньги нельзя восстановить жилье. Или взять высокотехнологичное лечение детей, да и взрослых, в федеральных клиниках. В соответствии с квотой человека отправляют в Москву, делают операцию, лечат. Но ему ведь надо приехать в столицу, надо питаться, определиться с проживанием. А средств на это нет.
Иными словами, мы будем расширять возможности этого закона, они позволят органам соцзащиты оказывать помощь в повышенном размере, а не как сейчас — выплачивать разницу между прожиточным минимумом и совокупным доходом семьи. Теперь возможно комиссионное решение в зависимости от ситуации.
За прошлый год государственную социальную помощь получили около 15 тысяч человек по краю на общую сумму 47 миллионов рублей. Для первого года реализации закона, когда мы притирались, искали механизмы, - это неплохо.
— А кто, на ваш взгляд, должен знать нужды людей, инициировать помощь им?
— Должна быть система, отправная точка в ней — председатель уличного комитета, старший дома, совет микрорайона. Последняя инстанция — органы социальной защиты, которые обязаны все сигналы принимать, аккумулировать, проверять, принимать меры. Сейчас сколько фактов бывает - неделями пожилые люди лежат и об этом никто не знает. Это рутинная работа, но необходимая, мы придем к ней обязательно.
Кризис на социальных выплатах не отразится
— Сейчас много разговоров о кризисе, о сокращении доходной части бюджета. Может ли все это отразиться на социальной сфере?
— Когда рассматривался бюджет края, то его расходная часть была сокращена на 4,5 миллиарда рублей. Но при этом ни одна социальная выплата не сократилась. Скажем, на реализацию законов Ставропольского края, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в 2009 году предусмотрено более 5,5 миллиарда рублей, это больше прошлогоднего почти на 1 миллиард 600 миллионов. На социальную поддержку ветеранов запланировано около 3,5 миллиарда рублей. Это больше прошлогоднего на 1 миллиард 370 миллионов рублей.
На предоставление мер социальной поддержки многодетных семей будет направлено более 163 миллионов рублей, то есть больше чем в два раза в сравнении с прошлым годом.
В 2009 году за счет средств бюджета края будет оказываться протезно-ортопедическая помощь детям и взрослым, которые не имеют группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждаются в протезно-ортопедических изделиях.
— Какие законопроекты сейчас в работе?
— В планах - принятие закона, связанного с занятостью населения. В условиях кризиса, при увольнениях он будет актуальным. Ряд законопроектов связан с охраной труда, развитием социального партнерства. То есть направлены на защиту трудового человека. В планах - разработка законопроекта об организации здравоохранения.
Работа в округе
— Я посмотрела брошюру, в которой подведены итоги вашей работы за год в округе. Поражает, сколько вам удалось сделать — тротуары, канализации, ремонтные работы. Можно представить, какими силами и нервами все это достигается даже при мандате депутата. Вам приходится столько работать потому, что кто-то не дорабатывает?
— У меня такое отношение осталось от начальника управления труда и социальной защиты населения, семь лет в этой должности проработал. Кому проще: пожилая женщина придет к руководителю предприятия просить или депутат к нему обратится? Я не чураюсь людских забот. Порой мне говорят: что ты дымоходы чистишь, это твое дело? Конечно, не мое, но если ко мне бабушка обратилась, наверное, я не первая инстанция в ее хождениях. И на мою просьбу отреагировали, почистили этот самый дымоход. Можно отгородиться - это дело городского хозяйства, к ним идите. Но люди за меня голосовали, они мне поверили. И как я их обману?
— За счет чего вам удается выполнять просьбы избирателей?
— Например, мы добились выделения из бюджета края 5 миллионов рублей на ремонт детского сада № 60, там теперь шатровая кровля. Я благодарен руководителям предприятий, коммерческих структур, которые реагируют на мои обращения. Это генеральный директор ОАО «РСУ-1» Александр Полозко, генеральный директор ОАО «Электроавтоматика» Юрий Мишин, президент ООО фирмы «Аспект» Николай Дяденко, генеральный директор ОАО «Спецуправление дорожных работ» Фарман Мирзаев, директор ООО «Интеграл-2005» Валерий Хусаинов, генеральный директор ОАО «Птицекомбинат Ставропольский» Константин Ксандинов и другие.
С их помощью удается реально помогать людям. Например, жильцы домов 67 и 70 по проспекту Карла Маркса перестали и верить, что у них будет заасфальтирована внутридомовая территория. В прошлом году работы были выполнены. Очень долго не решался вопрос с пешеходной дорожкой около шестой школы, она была в безобразном состоянии. Теперь наведен порядок. Как и в проезде Кочубея - тоже люди везде обращались. Все эти и другие объекты мне по-своему дороги, я рад, что смог помочь людям.
Дел хватит всем
— И все же — вы не подменяете собой администрацию района, жилищно-коммунальные структуры?
— Я считаю, что нет. Дел хватит всем, а совместными усилиями сделаешь больше. Сейчас вот мы вместе с администрациями города и Промышленного района занимаемся домами 190 и 192 по улице Васякина. Лоджии-вставки, которыми они связаны, построены с грубыми нарушениями. В результате возникла аварийная ситуация, соединяющее сооружение дало прогиб. Куда только люди не обращались с этой проблемой! Сейчас в проектном институте сделали документацию по укреплению вставки, специалисты разработали проект, главой города из резервного фонда были выделены деньги. В ближайшее время работы начнутся.
Позитивные перемены
— За два года, что вы в Думе, изменилась и сама Дума, и правительство края. Вы как руководитель социального комитета почувствовали перемены?
— Мне стало работать легче. Какие дебаты разгорелись, когда мы в три раза увеличивали детские пособия! А какая битва, какое противостояние было при разработке закона о ветеранах труда Ставропольского края, какие обвинения сыпались в наш адрес! Нас обвиняли в некомпетентности, в популизме, пугали, что законы не будут работать. А как сейчас обстоят дела? Вот мы просчитали, что размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда взамен натуральных льгот должен быть не менее 1200 рублей. Напомню, что вначале цифра была 800 рублей. Пришли к Валерию Вениаминовичу Гаевскому, объяснили ситуацию. Он спрашивает: вы все просчитали, хорошо все взвесили? Показываем расчеты, что вот, понадобится дополнительно полтора миллиарда рублей. Для нашего дотационного края это огромная сумма. Причем, скажу, такой меры социальной поддержки ветеранов труда нет ни у кого из наших соседей. Тем не менее губернатор согласился, потому что думает о людях.
Или второй пример. Сколько мы ни доказывали, что надо сделать финансовые вливания в лечебные учреждения, расширить перечень бесплатных услуг, — все было как об стенку горох. А на 2009 год при утверждении бюджета фонда медицинского обязательного страхования подушевой норматив принят почти как общероссийский. В 2008 году на неработающих - детей и пенсионеров- приходился 1751 рубль, а в 2009-м — 3163 рубля. Мы дали финансирование, теперь с лечебных учреждений будет другой спрос. Пришел человек в поликлинику - должен получить бесплатную медицинскую помощь в полном объеме. Вот такое отношение губернатора, правительства.