Явление общероссийского масштаба
.К 90-летию со дня рождения Людмилы Петровны Егоровой
Людмила Петровна Егорова (1932–2019) – доктор филологических наук, заслуженный профессор Ставропольского государственного университета, автор около 250 научных и научно-методических публикаций, 20 монографий и учебников. «Отличник народного просвещения Узбекской ССР», лауреат премии главы г. Ставрополя, награждена орденом «Знак Почёта», орденом Дружбы, медалью «За доблестный труд».
Мама Людмилы Петровны еще до революции окончила Ставропольскую женскую гимназию с золотой медалью, училась на Высших женских курсах в Киеве, но завершить обучение не удалось в связи с начавшейся Первой мировой войной. Впоследствии выучилась на агронома, вышла замуж, жила в Ростове, где 2 сентября 1932 года и родилась дочь Людмила.
Людмила Петровна лишилась мамы в два с половиной года из-за скоротечной чахотки, а через несколько месяцев её, уже почти трехлетнюю, перевезли в Ставрополь, где на улице Мещанской (ныне – Ипатовская) проживали бабушка и тётя.
Детство и юность Егоровой прошли в большом дворе с ореховым деревом, яблонями, грушей и цветочными грядками. Взрослые подолгу гуляли с ребенком, поэтому она с детства хорошо знала Ставрополь и его окрестности: Холодный родник, Бибердова дача, Лысая гора, железнодорожный вокзал… Лет до десяти её редко отпускали одну в город, боясь дурного влияния улицы. Поэтому девочка чаще находилась дома, время проводила за чтением, так как читать и считать выучилась в пять лет, и вскоре книги заменили ей друзей. Очень любила кошек и мечтала о том, чтобы научить их разговаривать.
По окончании первого класса за хорошую учебу Людмилу наградили книгой Р. Киплинга «Маугли», которую она перечитывала многократно.
Обучение во втором классе совпало с началом Великой Отечественной войны. Людмила Петровна вспоминала, что в то время она мало ходила в школу, так как не было обуви. Начало немецкой оккупации Ставрополя (тогда – Ворошиловска) она запомнила отчётливо: «Раздался какой-то странный и страшноватый грохот. Сорвалась с гвоздя висевшая на стене картина. Её скособоченный вид и колыхание земли под ногами заставили меня остолбенеть. «Бомбёжка!» – закричала тётя… Не забыть никогда пулемётные очереди, которыми поливал нас низко пролетавший самолет. Впечатление было такое, что пули стучат о крышу соседнего дома».
Общее впечатление о том времени Егорова выразила в двух коротких предложениях: «Жизнь, казалось, остановилась. Даже ставни с улицы мы почти не открывали».
Во время оккупации школа не работала, но после освобождения города регулярные занятия возобновились с февраля 1942-го, и программу третьего класса пришлось осваивать за полгода. А так как родная школа была повреждена бомбой, уроки проводились в школе № 7 на проспекте Сталина (ныне – проспект Карла Маркса), где она оказалась в одном классе с будущим известным краеведом Германом Беликовым и будущим писателем Сергеем Бойко.
Сознательное увлечение литературой пришло довольно рано («Где-то в шестом классе я уже ощутила своё призвание к смысловому истолкованию текста»), читала много, и уже в старших классах связывала свое будущее с филологией. Вследствие этого после окончания в 1950 году школы № 1 Людмила Петровна и поступила на историко-филологический факультет Ставропольского пединститута: «Золотая медаль избавила меня от абитуриентских хлопот».
По воспоминаниям Егоровой, она со второго курса занималась в научном кружке Андрея Васильевича Попова, приобщившего её к азам литературного краеведения. И первая её курсовая работа «А. Одоевский на Кавказе» была отмечена на смотре-конкурсе студенческих научных работ московской грамотой. С третьего курса она являлась сталинским стипендиатом, возглавляла общеинститутское студенческое научное общество. Поэтому в 1954 году, окончив с отличием институт, Людмила Петровна поступила в аспирантуру, увлеченно работала по творчеству Константина Паустовского.
После окончания аспирантуры Людмила Егорова долго не могла устроиться на работу: на все запросы приходил ответ об отсутствии вакансий. Тогда она, беспартийная, обратилась в крайком партии с просьбой помочь в трудоустройстве: Антонина Максимовна Солянникова ходатайствовала, чтобы молодого специалиста приняли на полставки в Карачаево-Черкесский пединститут.
В 1959 году Людмила Петровна представила на защиту в Московский государственный педагогический институт уже подкрепленную публикациями кандидатскую диссертацию «Родина в творчестве К.Г. Паустовского», но там ей в грубоватой форме сказали, что «теперь так не пишут». Истинная причина отказа крылась в негативной репутации Константина Паустовского, посмевшего защищать роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», раскритикованный в партийной прессе. Доведённая до слёз соискательница вынуждена была вернуться в Ставрополь, переработать диссертацию и заново представить её в тот же вуз. В следующем году защита прошла успешно.
Войдя в мир Паустовского и хорошо изучив его, Людмила Петровна обратила внимание и на других писателей, близких ему в творческом плане. Она стала разрабатывать эту тему и через несколько лет обобщила свои изыскания в книге «О романтическом течении в советской прозе», принёсшей ей всесоюзную известность.
На монографию Егоровой появилось несколько рецензий в региональной и центральной печати. Позже Людмила Петровна писала об этом издании: «Книга «О романтическом течении…» имела самую широкую для её автора апробацию. Я была приглашена в научный коллектив МГУ для участия в написании вузовского учебника «История русской советской литературы», вышедшего двумя изданиями в 1975 и 1983 годах, что упрочило мои связи с кафедрой советской литературы МГУ. И, перечитывая книгу сейчас, я могу подписаться, за исключением нескольких отдельных фраз, под каждым своим словом».
Людмила Петровна вела активную научно-просветительскую деятельность. За два года до выпуска монографии «О романтическом течении…» она издала первую свою книгу: «Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии» (Ставрополь, 1964), а затем ещё – цикл очерков о писателях автономной области, объединённых в книгу «Дороги дружбы» (Черкесск, 1969). За те же 1960-е годы в газетах «Ленинское знамя», «Ставропольская правда», в альманахе «Ставрополье», центральных журналах «Дружба народов», «Филологические науки», различных научных сборниках опубликовала еще около 30 научно-методических, научно-популярных статей, очерков, рецензий.
Время наиболее активного профессионального самоутверждения Людмилы Петровны выпало на 1970-е, когда в различных региональных (Черкесск, Ставрополь, Пятигорск, Махачкала, Николаев, Ростов-на-Дону, Калуга, Кемерово) и столичных (Москва, Ленинград) изданиях, в том числе и в таких солидных всесоюзных газетах и журналах, как «Литературная газета», «Литературное обозрение», «Русская литература», «Вопросы литературы», ею было напечатано около 30 научных и научно-популярных работ. В начале этого десятилетия вышли еще две новые монографии: «Проблема типологии социалистического реализма» и «Русская литература в ее связях с жизнью народов СССР (1920–1930)». В 1975 году в московском издательстве «Просвещение» вышел вузовский учебник для студентов-филологов «История русской советской литературы (1917–1940)», и Людмила Петровна входила в его авторский коллектив. В том же году был опубликован коллективный труд «Проблемы функционального изучения литературы: классическая литература и современность», научным редактором которого выступила Людмила Егорова. Книга получила высокую оценку в Пушкинском доме РАН. Книга обсуждалась на специальном заседании сектора теории литературы Института русской литературы Российской академии наук и вызвала поток отзывов в научной прессе. Академик Михаил Борисович Храпченко писал Людмиле Петровне Егоровой: «Хорошо помню, что именно в Ставропольском педагогическом институте под Вашим руководством, в сущности, впервые были начаты современные конкретные исследования на основе принципов функционального подхода к литературным явлениям. Сейчас они, как можно судить, успешно продолжаются…».
В это же десятилетие жизнь Людмилы Петровны ознаменовалась и другими значительными событиями: в 1972 году в Московском областном педагогическом институте она защитила докторскую диссертацию по теме «Русская проза 1920 – 1930-х годов в её связях с жизнью народов СССР», затем ей было присвоено учёное звание профессора. Спустя пять лет за плодотворную научно-педагогическую деятельность она была награждена орденом «Знак Почета», и в том же году перешла на работу в Ставропольский государственный пединститут, стала заведующей вновь открытой кафедры советской литературы. С этого времени и начала свою деятельность Ставропольская школа функционального изучения литературы, которой руководила Людмила Петровна.
Основные результаты этой школы выразились в нескольких коллективных научных сборниках, авторских монографиях и учебных пособиях самой Егоровой: «Технология литературоведческого исследования» (2001), «Литературы народов Северного Кавказа» (2004), «История литературы Ставрополья. ХХ век» (2012). Наряду с историко-литературными и теоретическими разработками в 2004 году итогом многолетней работы школы явилась «История русской литературы ХХ века (Первая половина)» в двух томах, изданный как учебник для вузов. «История» была внедрена в учебный процесс вузов Юга России – Адыгейского, Армавирского, Астраханского, Калмыцкого, Пятигорского, Ростовского, Сочинского, Ставропольского и других университетов.
Трудно рассказать обо всем разнообразии научных интересов, плодотворности изысканий Людмилы Петровны. Она работала в составе учёных комиссий РСФСР и СССР, в частности, руководила научно-методическим центром по изучению советской многонациональной литературы на базе Ставропольского государственного пединститута (теперь – СКФУ), проводила всесоюзные научно-практические конференции, была членом диссертационного совета при СКФУ с его первых дней и являлась заместителем председателя по специальности «русская литература», была также членом диссертационного совета при Таганрогском пединституте. Она входила в экспертную группу министерства культуры Ставропольского края по присуждению губернаторских премий в области литературы. За монографию «История литературы Ставрополья. ХХ век» в 2013 году Людмила Егорова получила диплом Всероссийского конкурса за лучшую книгу по кавказской тематике в направлении «Культурология и лингвистика».
Людмила Петровна являлась одним из самых ярких научных маяков Ставропольского государственного педагогического института (впоследствии – Ставропольского государственного университета, Северо-Кавказского федерального университета). Но было бы ошибочно измерять её личность рамками только СГПИ – СГУ – СКФУ, Ставропольского края или Северо-Кавказского региона: Людмила Петровна Егорова – явление общероссийского масштаба.
Мне посчастливилось учиться и работать вместе с ней. Для меня это не просто большая жизненная удача, но и честь. Мы, ученики Людмилы Петровны, вышли в научный мир из-под ее руки, как натуральная школа из гоголевской «Шинели». И дай бог всем нам достойно держать марку учеников Людмилы Петровны Егоровой.
Петр ЧЕКАЛОВ,
доктор филологических наук, профессор.
Фото
Маргариты ВОРОНОВОЙ.