По его словам, нехватки продовольствия на Ставрополье нет и не будет. Край может самостоятельно закрыть потребности населения в продуктах питания на 94%. В агропромышленном комплексе не произошло каких-либо негативных изменений, чтобы говорить о дефиците на некоторые товары потребительской корзины. А ценовой скачок, по мнению зам-преда, объясняется провокацией ажиотажа среди населения. Люди начинают скупать продукты «про запас» из-за необоснованных слухов. И привел в пример ситуацию вокруг гречневой крупы.
— Уборки гречихи еще не было, в продажу поступает крупа еще из старых запасов. На этом фоне недобросовестные продавцы начали играть на небывалом спросе на этот вид продукции, понемногу завышая цены.
Сейчас ситуация по ценам отслеживается в ежедневном режиме. В правительстве была создана специальная комиссия, которая занимается мониторингом цен на социально значимые продукты питания и энергоносители. По результатам проверок выяснилось, что наименьший рост наблюдается в крупных сетевых магазинах, куда продукция поступает напрямую от производителя.
В целом продовольственная обстановка в крае, по сравнению с другими регионами, довольно стабильная. Подорожание наблюдается на ввозимую продукцию. К примеру, цена на хлеб остается неизменной уже в течение двух лет, а стоимость макаронных изделий и вовсе снизилась. Однако «подросли» в цене молочная продукция, яйца, некоторые сорта мяса и круп. Наибольшая негативная динамика наблюдается с ценой на гречневую крупу. Здесь прирост составил 26%. Зампред призвал ставропольцев не поддаваться на провокации и не делать годовые запасы продуктов.
— Потребность Ставрополья в гречневой крупе 4,5 тысячи тонн в год. Мы выращиваем около трех тысяч. Завезем еще полторы, — пояснил Юрий Белый.
Докупаться будут и овощи, в частности, картофель и томаты, урожай на которые в этом году ниже обычного. Все необходимые договоры по их поставкам уже заключены с соседними регионами.
Тем не менее уже есть те, кто хочет воспользоваться ситуацией в корыстных целях. На сегодняшний день в крае зарегистрировано 17 тысяч торговых точек. Из них крупные торговые сети дают только 20% от товарооборота, остальное приходится на средние и мелкие торговые точки. Именно в них, по мнению зампреда, и происходит необоснованный рост цен. Ими часто закупается продукция, завезенная из-за пределов региона, зачастую через нескольких торговых посредников. Отсюда и высокие цены. На таких недобросовестных продавцов в правительстве найдутся меры воздействия.
— Если факт сговора и спекуляции будет обнаружен, то мы будем направлять материалы в антимонопольную службу и прокуратуру. Если и это не поможет, то мы найдем другие рычаги воздействия, — заявил зампред.
Этими рычагами может стать увеличение арендной платы и тарифов за коммунальные услуги для некоторых предпринимателей, пояснил Ю. Белый.
На сегодняшний день правительством края рекомендовано торговой сети установить размер надбавок на уровне не более 10% к отпускной цене товаропроизводителя на основные продукты питания. Но, к сожалению, для регионов пока недостаточно проработана законодательная база, которая бы регулировала цены на потребительском рынке.
Напомним, что прошлогодняя попытка во время принятия закона «О торговле» закрепить предельную наценку на уровне 25% от поставки потерпела фиаско. Вернуться к обсуждению этой поправки депутаты Госдумы должны осенью.
Кстати, краевые парламентарии уже готовят предложения к поправкам в этот закон в части расширения полномочий субъектов федерации в области регулирования цен на продовольственные товары. А пока решить проблему только административным воздействием не представляется возможным в полной мере. Поэтому в правительстве края призывают к контролю за ценами со стороны общественности. Об этом говорил и губернатор Валерий Гаевский в своем обращении к политическим партиям и общественным организациям с предложением установить пристальный контроль за работой торговых сетей.
— Нам нужен такой контроль, чтобы полностью владеть ситуацией, — пояснил Юрий Белый. – Даже мобилизуя все контролирующие органы, мы не сможем отслеживать цены в каждом маленьком сельском магазинчике.
Для этого были созданы телефоны «горячих линий», куда могут обратиться граждане по фактам резкого повышения цен. Однако активной реакции со стороны населения не последовало — за несколько дней работы «горячей линии» поступило всего три звонка.
Заложниками «ценового бума» оказались не только рядовые покупатели, но и ряд ставропольских производителей. К примеру, ставропольские молокозаводы пока не повышают цены из-за низкой закупочной стоимости молока. А производители, в свою очередь, жалуются на нерентабельность производства по той же причине. Пока краевые производители и переработчики решают проблемы закупок, другие регионы начали активно «перехватывать» контракты на поставки молока, предлагая хозяйствам более высокие закупочные цены. Так, например, Краснодарский край, Ростовская область, Калмыкия закупают молоко у нас, а потом у нас же продают свою продукцию, естественно, по более высокой цене.
По мнению Ю. Белого, органам местного самоуправления следует уделять особое внимание развитию фирменных торговых точек, занимающихся продажами ставропольских товаров. Цель — довести их долю до 60% на прилавках края.
Особое внимание в сложившихся условиях будет уделяться развитию социальной торговли. На сегодняшний день в крае работает 9 магазинов социальной направленности и 42 отдела, где обслуживаются 60 тысяч человек. В основном это льготники и социально незащищенные слои населения. Цены в таких магазинах в среднем ниже на 8%. Наряду с этим развивается система ярмарок выходного дня, действуют акции «Овощи — к подъезду» и «Покупай ставропольское!».