За безопасность продуктов – производитель в ответе!

Лариса Денежная

За  безопасность продуктов – производитель в ответе!
15 февраля вступило в силу постановление Правительства России, которым отменена обязательная сертификация продуктов. Отныне за их качество и безопасность отвечает сам изготовитель. А соответствие продуктов необходимым требованиям производитель подтверждает через процедуру декларирования.

В первых комментариях, выплеснувшихся в телеэфире, Интернете и печатных СМИ, прозвучали высказывания: мол, государство оставило без присмотра продукты. Теперь производитель «банкует» - заполнил декларацию, сидя дома на диване, а потом отнес в магазин. Значит, в колбасе теперь вообще вместо мяса будет целлюлоза и соя.

Между тем у самих производителей накопилось немало вопросов, связанных с реализацией упомянутого постановления. Их обсуждению было посвящено заседание «круглого стола», организованного Ставропольским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Опора России».

В нем приняли участие представители прокуратуры, минэкономразвития Ставропольского края, Роспотребнадзора, Рос-здравнадзора, краевого Центра сертификации, предприниматели.

Требуется ли утверждение декларации на продукцию с сертификатами соответствия, срок действия которых еще не закончился? Во что обойдется предприятиям внеплановая замена упаковки в связи с изменениями в маркировании товаров? Какой орган будет заверять декларацию? Вот далеко не полный спектр вопросов, волнующих предпринимателей. Их озвучил сопредседатель регионального отделения «Опора России» Сергей Харитонов.

Все дороги ведут…

в привычный многим Центр сертификации. Именно эта структура утверждает декларацию соответствия. Правда, функции учреждения в процедуре декларирования изменились. Что за этим стоит, подробно разъяснила руководитель краевого органа сертификации Галина Кривошеева.

Вышедший в 2002 году Закон о техническом регулировании установил две формы обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности – в виде сертификации и декларирования. Этим документом определялись и две отдельных номенклатуры товаров – подлежащих сертифицированию и подлежащих декларированию. Нужно сказать, что первый перечень был более объемный. Но уже тогда предполагалось, что со временем номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет уменьшаться в сторону декларирования. А значит, за безопасность и качество продукции должен отвечать ее производитель. Собственно, это мировое правило. В период обязательной сертификации эту ответственность делили между собой производитель, испытательная лаборатория и орган по сертификации.

С 15 февраля в перечень декларирования безопасности товаров самим изготовителем попала внушительная группа – продукты, бытовая химия, парфюмерия, посуда, изделия текстильной промышленности.

Испытания никто не отменял

Как объяснила Галина Кривошеева, сам порядок декларирования не изменился. Один из главных его моментов – проведение испытания продукции на соответствие требованиям нормативных документов – ГОСТам, ТУ, техрегламентам и пр. Но если раньше образцы для испытания отбирал эксперт органа по сертификации, причем по определенной схеме, непосредственно на предприятии, сейчас этим обязан заниматься сам производитель.

Роль сертифицирующей организации – зарегистрировать заполненную изготовителем декларацию соответствия, но при наличии установленного перечня документов. Один из них – протокол испытания продукции в аккредитованной лаборатории или в собственной лаборатории производителя. После регистрации – декларации присваивается номер и вносится в общероссийский реестр, документ обретает юридическую силу. С этого момента изготовитель несет ответственность за выпускаемые товары.
Галина Кривошеева также пояснила: сертификаты соответствия, выданные до 15 февраля, действительны до окончания срока их действия. Что касается маркировки, то теперь на товарах, прошедших процедуру декларирования, будет стоять символ РСТ без указания кода сертифицирующего органа.

Чем обеспокоены эксперты и бизнес?

На заседании «круглого стола» говорили о возможных последствиях отмены сертификации продуктов, особенно в свете трехлетней «амнистии» на проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Тот же Рос-потребнадзор может проводить внеплановые проверки только по решению прокуратуры. «Да за три года полстраны отравить можно! Не сменили ли шило на мыло?» - прозвучала реплика. Она относилась к процедуре испытания продукции, которую упомянутым постановлением разрешено проводить в собственной лаборатории производителя. А если оно будет необъективным? Многое зависит от порядочности и законопослушности изготовителя. Прежняя система обязательной сертификации была дискредитирована именно по причине снижения ее качества и объективности, по стране ходила масса «липовых» сертификатов.

В связи с этим Ставропольский городской союз малого и среднего бизнеса предложил выйти с законодательной инициативой в Госдуму России об утверждении правил регистрации индивидуальных лабораторий – для получения последними допуска на ведение таких работ, а также разрешения надзорным органам проверять такие лаборатории чаще одного раза в три года.

Говорили и о необходимости анализа результативности проверок, а также создания реестра существующих предприятий. На сегодня закреплен уведомительный характер о начале деятельности – с этой даты начинается отсчет трехлетней «амнистии». В условиях ослабления контроля как бы не получить вспышку пищевых отравлений!

Подняли и проблему: постановление действует, а ответственности нет. Не предусмотрено наказание за уклонение от регистрации декларации. Штрафы пока – копеечные. Повышение их размеров только планируется. Тогда как за рубежом, случись кому-то отравиться недоброкачественной продукцией, нерадивому предприятию грозят разорительные санкции.

О самоконтроле и самоорганизации

В переходный период, как прозвучало, многое зависит от самоконтроля самого изготовителя. Некоторые предприятия, дорожащие своей репутацией, дают покупателю дополнительную гарантию качества и безопасности своей продукции, проводя добровольную сертификацию и внедряя систему менеджмента качества. Предприниматели подняли тему повышения роли саморегулирующих организаций. При ослаблении государственного контроля последние имеют рычаги влияния на производителей внутри профильного «цехового» сообщества. Поэтому необходимо ускорить процесс самоорганизации предпринимателей. Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Опора России», в свою очередь, выразило готовность стать посредником между государством, надзорными органами и бизнесом. Предложило провести обучающие семинары для предприятий и предпринимателей по реализации упомянутого постановления.

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление