Зачем вы, девушки, богатых любите?!

Ольга Метёлкина
Необязательно быть заядлым театралом, чтобы без труда заметить - в сегодняшнем репертуаре Ставропольского академического театра драмы имени Лермонтова преобладают комедии. Причем многие из них «не грешат» тонким юмором и сложностью характеров персонажей. Поэтому сам факт появления в репертуаре нашего театра классики лично меня обычно радует. Первым спектаклем 161-го сезона стала «Бесприданница» по А. Островскому.

Мало кому надо доказывать, что пьеса эта - выдающаяся во всех отношениях: здесь есть и трагический любовный треугольник, и повод выжать из публики слезу, и зрелищные цыганские выходы, и возможность реализовать исполнительские музыкальные данные актеров, предусмотренные в тексте самим автором…

Рискую уподобиться психологам, которые утверждают, что плюшевые зайцы или мишки зеленого цвета формируют у детей искаженное представление о действительности, но я бы не советовала старшеклассникам, изучающим в школе творчество А. Островского, знакомиться с «Бесприданницей» только по этой театральной постановке.

Должно быть, режиссер спектакля заслуженный деятель искусств республики Марий Эл Владислав Константинов не задавался целью максимально достоверно отразить дух времени, в котором происходит действие. Поэтому его купцы ходят в стильных пиджаках и шляпах периода великой американской депрессии. Самый фактурный из них – местный «олигарх» Мокий Парменыч Кнуров (заслуженный артист РФ Михаил Новаков). Его мафиозный имидж выразительно дополняют черные очки, которые он снимает лишь один раз за весь спектакль, и молчаливый секьюрити, словно тень, везде сопровождающий «хозяина». И когда рядом с этим породистым бизнесменом появляется главный герой-любовник, возникает недоумение: почему, интересно, Лариса Огудалова увлеклась именно Паратовым?.. В нем чувствуется человек, всем своим существом ушедший в бизнес, убежденный, что всё можно продать и всё – купить. Без сомнения, если надо, он пойдет по трупам к своей цели. Но в исполнении Александра Жукова образ утратил заложенную автором харизматичность, в нем уже не улавливается та разухабистая купеческая страстная натура, которая притягивает к себе как магнит и Ларису, и деловых партнеров, и цыган.

К слову, цыганский ансамбль «во главе» с Ильей (заслуженный артист РФ Александр Ростов) создают в спектакле свой отдельный микромир. Во втором действии, когда они удаляются в глубину сцены, и оттуда доносится приглушенная мелодия, это становится особенно заметно, потому что диалог на авансцене мешает слушать пение (а не наоборот). Александр Ростов, который в «цыганской теме» не новичок, сам подбирал романсы для постановки, и замечательно поет их вместе с артистками театра Ольгой Зоря, Еленой Днепровской, Юлией Авакимовой, Светланой Анохиной.

Над музыкальным оформлением спектакля работал московский композитор из Малого театра заслуженный деятель искусств РФ Григорий Гоберник. Предложенная им лирическая и одновременно щемящая тема помогла подчеркнуть трагизм сюжетной линии. У А. Островского Лариса исполняет «Не искушай». Специально для спектакля «Бесприданница», поставленного в Ставропольском академическом театре драмы, Г. Гоберник написал романс «Когда б он знал». Однако в исполнении главной героини он не производит должного кульминационного эффекта (хотя кто сказал, что у Ларисы были выдающиеся вокальные данные?..).

Многое в этом спектакле вызывает ощущение неустойчивого равновесия. От буквально шатающихся мостков, соединяющих части сцены, до намеренно монотонного выяснения отношений между героями. В то же время второстепенный персонаж Робинзон (заслуженный артист РФ Михаил Михайлов) на их фоне выглядит по-настоящему живым человеком. Актер играет актера – пьющего, умеющего приспосабливаться к любым условиям жизни. Он настолько убедителен, что зрители, отвлекаясь от основной линии действия, следят за незамысловатым мини-спектаклем, который М. Михайлов разыгрывает в одиночестве в глубине сцены. (Мне это напомнило сцену с красным шарфом в моэмовском «Театре»).

Вообще второстепенные персонажи прорисованы весьма колоритно. Чего стоит хотя бы тетка Карандышева в исполнении народной артистки РФ Веры Рабовской! Она рачительная до скаредности и вызывает ироничную улыбку зрителей, наблюдающих за ее изощренными хозяйственными «рокировками» в процессе званого обеда.

Лариса Огудалова в исполнении артистки Ирины Баранниковой - классическая бесприданница: красивая, мучительно переживающая свое бедственное положение и удары судьбы, мечущаяся между страстью и долгом. Роль ее «избранника» Юлия Капитоныча Карандышева исполняет артист Павел Савинов. Чувствуется, что он стремится вжиться в образ, но в его исполнении маленький, кроткий человек Карандышев становится скрытым монстром, который не пьянеет от «паленого» бургундского (как требует того сценарий), с бесстрастным выражением лица пикируется с Паратовым, многозначительно крутит в руке «трофейный турецкий пистолет» образца Второй мировой войны, который по законам «чеховского ружья» стреляет в самом финале. Правда, на премьерном показе техника в который раз подвела служителей храма Мельпомены, и пистолет «пальнул» прежде, чем Карандышев достал его из кармана, а классическая фраза: «Так не доставайся же ты никому!» осталась за кадром.

Занавес!



Последние новости

Все новости

Объявление