Заглянем в завтра: кто придет в науку?
«Кадры в период реконструкции решают все» - это сказано давно, известно кем и по какому поводу. Тогда перед страной была поставлена задача «догнать и перегнать...».
Заменим слово «реконструкция» на «инновации и модернизация», и попытаемся заглянуть вперед лет на 10-15, когда нынешние старшеклассники вступят в ряды трудящихся. Попытаемся оценить вклад нашего края в инновации и модернизацию.
Мотивации к науке прагматичны
Для этого можно взять результаты социологического опроса научных экспертов и участников 34-й краевой открытой научной конференции школьников.
Мы не претендуем на абсолютную точность, но 56 анкет экспертов и 270 анкет старшеклассников позволяют сделать выводы с несущественными погрешностями.
При этом будем помнить, что уже своим участием в конференции школьники показали свое отношение к науке и творчеству — а это некая часть всех старшеклассников края — три сотни наиболее перспективных кандидатов в научную сферу деятельности.
Результаты анкетирования в разных секциях конференции неодинаковы, что представляет интерес для соответствующих учебных и научных дисциплин. Здесь мы приводим усредненные проценты по анкетам всех участников.
Итак, 71 процент старшеклассников самостоятельно решили заняться научной работой, остальным сделать это посоветовали учителя (21 процент) и педагоги учреждений дополнительного образования (восемь процентов).
Учебную дисциплину «Проектная деятельность» в школах ведут учителя гуманитарного цикла, значительно реже (восемь процентов) — учителя информатики, химии, биологии, математики. Но 57 процентов школьников — участников конференции — вообще не слышали о таком предмете.
Интересно, что 23 процента опрошенных заявили: научная работа станет их основной профессией: особенно много таких оказалось в секциях истории, литературы и журналистики.
А вот у остальных участников мотивация к научной сфере более прагматична: для них такая деятельность не что иное, как возможность глубже познать премудрости учебного предмета и лучше подготовиться к поступлению в престижный вуз.
Все, что «гуманитарно», популярно
Пока ребята своими научными руководителями видят школьных учителей (77 процентов опрошенных); только 13 процентов назвали педагогов дополнительного образования и шесть процентов — преподавателей вуза. Но все же в ходе выполнения научной работы около 40 процентов участников конференции укрепились в выборе профессии, стали сомневаться три процента, остальные заявили, что у них все впереди...
Интересно выглядит среди участников конференции рейтинг популярности учебных предметов: на первом месте у ребят оказались гуманитарные дисциплины (42 процента), второе и третье разделили естественные науки и математика, а на последнем — инженерно-технические науки (всего 14 процентов).
Профессора и доценты вузов оценивали научные работы школьников
Уровень конференции оценивали эксперты — профессора и доценты ставропольских вузов. По пятибалльной системе отличных оценок заслужили 23 процента работ, хороших — 69, удовлетворительных — только восемь. По научному уровню тематики отличные оценки получили 18 процентов работ, хороших — 50, «троечных» - 31 процент.
Можно сказать, что в прежние годы подобные краевые конференции проходили примерно с таким же уровнем участия школьников и с такой же оценкой докладов. Эта конференция была не хуже предыдущих: ее организаторы и руководители научных работ, докладчики заслужили благодарность и поощрения.
Но был ли прорыв, которого требуют время и реальные проблемы модернизации, поставленные в свое время Президентом РФ Д. Медведевым перед научным и образовательным сообществом?
Приведенные выше результаты можно интерпретировать по-разному. В продолжение нашей публикации в «Вечерке» от 24 апреля под заголовком «Кем прирастёт наука России?» выделим здесь главный вывод: в школах края слабо поставлена целенаправленная и «глубоко эшелонированная» подготовка кадров для научных исследований. Об этом свидетельствует существенный перекос в распределении НИРШ (научно-исследовательских работ школьников) по учебным предметам. И перекос этот — не в пользу естественно-научных дисциплин, которые непосредственно определяют и задают темпы научно-технического прогресса.
Причины такого положения дел — тема актуальная для широкого обсуждения в педагогической среде. Но в значительно большей степени вопрос должен решаться на уровне правительства края. И в прежние годы, и в нынешнем Федеральном законе «Об образовании» выделен раздел о работе с одаренными детьми. Автору этих строк известны проекты программ с талантливыми ребятами, составленные для нашего города. К сожалению, они не были утверждены и, следовательно, реализованы.
Эксперты конференции внесли большое количество предложений по развитию научно-исследовательской работы школьников. Среди них много конкретных, адресованы они руководителям образовательных учреждений, администрациям районов и городов, министерству образования края, институту повышения квалификации работников образования, оргкомитету конференции. Материалы, часть из которых представлена на ней, подтверждают необходимость проведения специального рабочего совещания заинтересованных лиц и организаций.
Станислав Козлов, кандидат физико-математических наук, доцент