Закон об образовании: профсоюзы стоят на своем...
Лариса РакитянскаяСегодня «Вечерка» вновь возвращается к теме нового Федерального закона «Об образовании», проект которого сейчас обсуждает педагогическое сообщество. Что предлагает и на чем настаивает в связи с этим краевая отраслевая профсоюзная организация?
Мы пригласили к разговору председателя Ставропольской краевой организации профсоюза работников образования и науки РФ Лору Манаеву.
Третья редакция закона: разграничим понятия!
- Лора Николаевна, зная, что учительский профсоюз с самого начала принимает активное участие в обсуждении этого важнейшего документа, не могу не спросить: Ставропольский край услышан?
- Да, по результатам системной и последовательной работы профактива отрасли были сформулированы предложения к 20 статьям законопроекта, содержащие более 60 поправок. Свыше 30 процентов из них нашли отражение в третьей редакции законопроекта.
Тем не менее профсоюз настаивает на своих принципиальных замечаниях и предложениях. Прежде всего речь идет о разграничении применения понятий «образовательная организация» и «образовательное учреждение». Законопроект исходит из того, что основным субъектом будет образовательная организация, которая создается в форме учреждения или автономной некоммерческой организации. При этом остаются нерешенными проблемы в предоставлении социально-трудовых гарантий, установленных в отдельных случаях только для педагогических работников образовательных учреждений.
О статусе педработников и зарплате
- Лора Николаевна, а что вы можете сказать о предложениях профсоюза, касающихся определения социально-правового статуса обучающихся?
- Здесь есть некоторые подвижки: предусмотрена социальная стипендия, материальная помощь, ограничения в 5 процентов по оплате проживания в общежитиях и другие моменты. Но в то же время профсоюзные инициативы по педагогическим работникам не нашли закрепления в тексте законопроекта. Однако, несмотря на то, что появилась новая важная правовая норма о признании государством особого статуса педагогических работников в обществе, на всей территории РФ нет единых государственных гарантий в области оплаты труда, а обещания установить единые базовые оклады, ставки заработной платы пока не выполняются.
Нельзя назвать конкретными и гарантии обеспечения прав педагогических работников на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, достаточное пенсионное обеспечение с сохранением права на досрочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение и так далее.
Кроме того, в законопроекте «Об образовании» слабо прописано сохранение достигнутого уровня защиты прав педагогических работников при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности. В этом плане уже сегодня Ставропольский край выглядит не лучшим образом: если в других территориях педагоги полностью освобождены от оплаты за жилое помещение с отоплением и освещением, то ставропольский 13-й КЗ, наоборот, направлен на то, чтобы отщипнуть солидную часть небольшой зарплаты сельского учителя.
Бюджетный процесс и закон
Среди других недостатков нового законопроекта Лора Манаева назвала отсутствие определенных правовых финансово-экономических конструкций по такому важному блоку проблем, как финансовое обеспечение образовательной деятельности.
- Необходима его антикоррупционная экспертиза с целью минимизации и исключения коррупционной составляющей, - сказала Лора Николаевна.
Профсоюзный лидер отрасли считает целесообразным рассматривать законопроект в единстве с Основными направлениями бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013-го и 2014 годов. Почему?
- Из-за уменьшения финансовых вливаний в отрасль в будущем, - говорит Манаева. - Это обусловлено реализацией мероприятий по модернизации региональных систем общего образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России в текущем и 2012 году». В этой связи мы говорим о необходимости взвешенных решений в условиях грядущих перемен в сфере образования. Так, бюджет 2012 года будет первым бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Кроме того, децентрализация полномочий и передача субъектам федеральных государственных учреждений в сфере образования обязывает выработать новые подходы к работе всех заинтересованных ведомств на краевом и муниципальном уровнях.
Наш разговор о федеральном законе еще раз подтвердил: отраслевой профсоюз намерен и в дальнейшем отстаивать интересы педагогов. Лора Николаевна в связи с этим важнейшим документом вновь (в который раз!) подчеркнула:
- Мы давно выступаем с инициативой принятия краевой программы «Педагогические кадры Ставрополья», которая должна быть направлена на решение первоочередной задачи модернизации общего образования – повышения материальной обеспеченности и социального статуса работников общеобразовательных учреждений.