Занимательное мракобесие
Станислав МаслаковСейчас куда ни плюнь – попадёшь в верующего. Плевать, конечно, не надо, но статистика неумолима: почти каждый во что-нибудь да верит. И было бы это хорошо, если бы не то, КАК и ВО ЧТО верят люди.
Двадцать лет назад ушла в небытие страна просвещённого атеизма, и на её осколках стали утверждаться свободомыслие и религиозный плюрализм. И если самые мелкие и недоразвитые осколки империи быстро и радостно погрузились в пучины мракобесия, то в нашей стране этот процесс идёт медленно, но основательно. Во всяком случае, число верующих (или позиционирующих себя таковыми) и суеверных неуклонно растёт.
По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, в 2007 году верующими в Бога себя называли 47% респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библию, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43% ходят в церковь только по праздникам. Сегодня православных у нас 75%, ещё 10% – мусульмане. А вот статистика по суевериям. Согласно данным опроса, проведённого Левада-центром, более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.
Разумеется, не на пустом месте возник этот рост. Людям надо во что-то верить. Психологи разгадали этот феномен. Вероятно, мы – единственные существа на планете, осознающие свою смертность. Попытка преодолеть безнадёжность и конечность своего существования и непонимание того, как (а главное – зачем) устроен этот мир, и побудили наших предков к вере в сверхъестественное. Учёные могут в деталях описать процесс превращения примитивных верований в мировые религии, об их роли в истории человечества и развитии нашего вида в целом. Факт в том, что и сегодня, когда мы так много знаем о природе мироздания, исследуем атом и космос, религия не только не ушла в прошлое, но и продолжает активное наступление на цивилизацию. Возможно, так получается потому, что наука, посрамив религию на почве объяснения мироздания, так и не придумала достойную замену сказкам о райских кущах.
То, что ещё недавно выглядело нелепой антиутопией, сегодня стало реальностью. В школах ввели уроки религиозного воспитания, постепенно перерождающиеся в Закон Божий. В армии появился институт капелланства. Представители доминирующих конфессий выступают с всё более резкими инициативами (причём распространяют их не только на свою «паству», но и на всю страну) и всё чаще добиваются своего. Вспомним хотя бы Белгород, который стали называть «Православным Тегераном» за ряд сомнительных законов, направленных на «защиту традиционных ценностей», а на деле сотворивших оплот мракобесия посреди страны. Буквально на днях РПЦ предложила создавать списки «хулителей православных ценностей». А потом истово верующие сами разберутся с этими «хулителями». А проблема межнациональных отношений (к примеру, у нас, на Кавказе) примитивно сводится к диалогу православия и ислама.
Всё это получает самую радостную поддержку простого народа. Жажда обосновать своё превосходство тем, что ты исповедуешь «правильную» религию, а заодно обвинить инакомыслящих во всех бедах никуда со времён средневековья не делась. Как и стремление решать сложные вопросы самыми простыми методами. Пока они часто сводятся к «священной войне» на просторах Интернета. Иногда – к смешным пикетам (как было у нас, когда приезжал Кашпировский) или коллективному избиению кого-нибудь беззащитного и всеми нелюбимого. Впрочем, надо понимать, что от этого до погромов и резни – не так уж далеко.
По идее, всеобщее религиозное образование и вводится для того, чтобы придать религиозному порыву народа цивилизованные формы. Объяснить молодым горячим мусульманам, что ислам вовсе не призывает резать иноверцев и взрывать себя в людных местах, а православие не сводится к освящению куличиков на Пасху. Но, с другой стороны, в какой мере мы можем верить в благородный порыв религиозных корпораций, которые всю предшествующую историю занимались решением своих политических и экономических интересов при помощи столь податливого и эффективного инструмента, как человеческая вера?
Увы, «конкурирующие структуры» в виде бесчисленного количества околорелигиозных оказываются ещё более опасными и деструктивными, чем их «большие братья». Все мусульмане режут баранов, но околоисламские сектанты взрывают людей. РПЦ мешает развитию в стране цивилизованных, светских институтов, но их враги являются, как правило, куда более жёсткими и последовательными мракобесами. А если религиозное чувство человека так и не смогло развиться в полноценную веру, оставшись примитивным суеверием, то тут тем более ничего хорошего нет. Индивид, верящий в приметы и разного рода чертовщину, как минимум нелеп, как максимум опасен для себя и окружающих. Проблема и в том, что большим религиозным структурам вовсе не нужно бороться с тёмными суевериями. Напротив, если их умело «канализировать», то они оказываются куда удобнее, чем духовное просвещение паствы и личное восхождение каждого прихожанина.
Разумеется, религия не тождественна глупости, жестокости и алчности. Разумеется, вера часто возвышает людей, а не погружает в пучины мракобесия. Но чаще всего это происходит после долгих поисков и метаний, а не под давлением структур, слишком заинтересованных в привлечении контингента любой ценой. То, что происходит сейчас в России, да и во всём мире, – это нарушение статус-кво в вопросах веры. Добровольно-принудительная клерикализация – это вовсе не духовное возрождение. Скорее, похоже на первые всполохи религиозного фашизма.
Когда несколько лет назад десять ведущих российских академиков написали открытое письмо против «всё возрастающей клерикализации российского общества, активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни», они понимали, к чему всё это может привести. Сегодня мы наблюдаем, как их слова начинают сбываться…
О вере и суевериях
Мы попросили интернет-пользователей ответить на вопросы «Как вы относитесь к религиозным и общественным организациям? Почему молодежь уходит в такие организации?»
Владимир, 20 лет:
— К официальным религиям отношусь положительно, а вот все эти секты и организации — обычный лохотрон!!! Те, кто ими управляет, наверняка вообще атеисты!!! Возможно, в тяжелые моменты жизни, когда нет поддержки близких или же этих близких вообще нет, у слабых людей опускаются руки. В такие моменты жизни появляются люди, которые говорят: «Пойдем с нами, и все твои проблемы решатся!» Вешают им лапшу на уши, а те, веря в эти сказки, идут с ними, отдают все, что у них осталось.
Вячеслав, 22 года:
- К религии нельзя относиться плохо или хорошо, она есть, нужно принимать это как само собой разумеющееся; секты не признаю, считаю всех их верховных жрецов шизофреничными мошенниками, всех адептов — просто заблудившимися больными людьми, которым чего-то не хватает, и они заполняют это всякой хренью; общественные организации бывают разные — вот моё отношение. Что касается молодёжи, то им нравится где-то числиться и пафосно об этом заявлять на различных сходняках себе подобных.
Герман, 21 год:
- К религиям отношусь отрицательно. На мой взгляд, все религии были придуманы с целью подчинения воли людей какой-то одной общей идее — так ими легче управлять, манипулировать и т.п. А молодежь «ударяется» в такие вещи от слабоволия, отсутствия своего мнения, четко выраженной жизненной позиции, от безысходности. Истинно верующих (в Бога, Аллаха, будущее России — не важно) среди молодежи в таких организациях, на мой взгляд, единицы.
Арсен, 21 год:
В еврейской школе:
- Дети, покажите небу дулю и крикните «Бога нет!»
Все это сделали, кроме Мойши.
Его спрашивают:
- А ты почему не сделал так?
- А зачем? Если Его нет, то я просто буду глупо выглядеть. А если Он есть, зачем с Ним лишний раз ссориться?
А что касается молодежи, то мне кажется, тут причина не одна.
Ангелика, 22 года:
- Наверное, молодежь чувствует себя незащищенной в нашем государстве и ищет защиты именно в таких организациях. Либо другая причина — недостаток воспитания, потому что отношение к религии формируется именно в семье.
Людмила, 21 год:
- К религиям отношусь положительно — они организуют общество, поддерживают моральный порядок. К сектам — отрицательно, участие в них опасно и чревато самое малое фанатизмом. К общественным организациям отношусь положительно. А молодежь просто ищет истину: о вечном все задумываются рано или поздно.
Ольга, 20 лет:
- Положительно отношусь к религиям и общественным организациям, только если их не навязывают и религия остается личным, а общественная организация — добровольным; к сектам — отрицательно (нужно четко разграничивать религию и сектантскую деятельность, вторую пресекать).
Почему молодежь уходит? Наверное, у всех свои мотивы, но когда молодежь уходит в секты и прочие мракобесные организации — это слабоумие, несостоятельность личности и мысль, что эти «умные» и «добрые» люди помогут найти «истинный» путь. Не имею ничего против, если молодежь вступает в общественные организации, даже политические, но, к сожалению, сегодня проявляется тенденция, что многие (пусть даже безобидные) организации ведут зомбирование молодых умов, что впоследствии делает их неспособными к самостоятельной мозговой деятельности, принятию решений и пр. А это уже беда, т.к. мы теряем здравую составляющую общества и идем в общем стаде барашек!
Вера и религия, безусловно, должны оставаться чем-то интимным и сокровенным. Это, конечно, вопрос воспитанности и мировосприятия каждого. Я абсолютно веротерпима, но когда в религиозные праздники перекрывают дороги, когда на центральных улицах города совершают религиозные обряды и молитвы — возникает вопрос: что это? Зомбирование населения или превосходство одной веры над другой?! По моему мнению, такого абсолютно точно не должно быть!
Дарья, 21 год:
- К религиозным людям отношусь уважительно. К сектам и прочим организациям, навязывающим свое мнение, — резко отрицательно. Не думаю, что молодежь, да и взрослые люди уходят в подобные организации от большой веры. Бог в сердце, в душе каждого. Истинно верующему человеку не нужно ходить в церковь, чтобы попросить что-то или отмолить грех, и тем более вступать в секты, дабы навязать свое мнение. Истинно верующий не использует свои религиозные знания в корыстных целях. Он просто верит, не нарушает заповедей, старается нести добро.
Слава, 28 лет:
- Молодежь уходит в религиозные и националистические организации, потому что там они нужны (пусть и для эксплуатации или «запудривания» мозгов), а другим на них «начихать»… реалии постсоциализма: «…делай деньги, делай деньги, а остальное все дре-бе-день…»
Дмитрий, 23 года:
- Молодежь уходит в религию, политические, общественные организации, потому что она слабая!
Игорь, 22 года:
- В целом — положительно. Сейчас довольно обширный «рынок духовных» предложений. И это не может не радовать. Как для лечения разных болезней мы принимаем разные лекарства, так и при выборе подходящего «духовного предложения» мы можем выбрать то, что лучше всего нам помогает. А насчет сект и прочего… Это очень зыбкое понятие. Монополию на «сектоведение» сейчас в России имеет РПЦ. Хотя, с философской точки зрения, РПЦ тоже является сектой. А некоторые официальные религии, наоборот, ограничивают свободу людей, ведут суды и настраивают на агрессию, что вообще не может вписываться в понятие религии. Молодежь уходит, безусловно, из-за психологических проблем. Но это нормально. Они рано или поздно возникают у всех людей. Ведь все хотят быть счастливы, но никто не знает, как этого достичь. Даже психологи.
Из «Письма десяти»:
«Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».