Записки из Сибири
Ирина БоровлеваХоть не зима, но уже холода
….А Томск нас встретил температурой +3 градуса. Мы, привыкшие к южному солнцу (когда мы уезжали из Ставрополя, у нас было около 30 градусов тепла), не были готовы к такому повороту и в первый же день оправились покупать теплые свитера (с собой мы взяли лишь легкие кофты, юбки и даже босоножки).
Как часто бывает в подобных поездках, не обошлось без проблем с расселением. Планировалось, что жить мы будем в профилактории Томского государственного университета. Когда мы до отъезда списывались по интернету с руководителем олимпиады, нам объяснили, что условия в профилактории пусть и не царские, но жить вполне можно. Как выяснилось на месте, кое о чем организаторы умолчали. Например, о том, что в профилактории нет душа. Для нас, столько времени пробывших в дороге, это было, мягко говоря, не самым приятным сюрпризом. Руководитель группы предложила нам поехать искупаться к ней домой. Но мы разумно решили, что неделю (именно столько нам предстояло прожить в Томске) пользоваться ее гостеприимством как-то неудобно… Другое предложенное нам решение – это ходить в баню. Но строение, названное этим гордым словом, произвело, честно говоря, впечатление удручающее. Кроме того, выяснилось, что баня работает с 10 утра и два будних дня здесь выходной.
В общем, нужно было срочно менять место нашего временного проживания. Привыкшие рассчитывать на собственные силы, мы самостоятельно поехали искать гостиницу. Это был своего рода маленький подвиг, ведь часы показывали семь утра (а по ставропольскому времени -четыре). Не смотря на то, что хорошая и недорогая гостиница находилась буквально в ста метрах от профилактория, нам пришлось объехать полгорода, чтобы ее найти. И все «благодаря» предприимчивым местным таксистам. Томичи нам рассказали, что одной из лучших, а соответственно, и самых дорогих гостиниц в Томске считается «Сибирь». Мы решили найти жилье подешевле, о чем сразу сказали таксисту: «Отвезите нас, пожалуйста, в какую-нибудь гостиницу, чтоб недалеко от центра была и не очень дорогая. Только не в «Сибирь». «Хорошо, - ответил таксист, и подвез нас к какому-то рынку, объяснив, что за торговыми палатками стоит гостиница и взяв с нас за два квартала 70 рублей. Гостиница «за палатками» действительно была. Под названием «Сибирь»….Потом мы все-таки нашли подходящую гостиницу «Спутник». Там был отличный, недавно сделанный ремонт, хорошие завтраки и, главное, душ с горячей водой.
Студенчество: учение и развлечение
Томск – город студенческий. Одних только государственных вузов здесь шесть (и все они расположены на центральной улице города – Ленинском проспекте) плюс большое количество филиалов, в том числе и московских вузов. Стоимость обучения в томских вузах примерно как у нас, может, чуть ниже.
Сибирское образование ценилось всегда. Томский государственный университет – один из старейших вузов Сибири, ему 127 лет. Этот вуз чтит свои традиции и гордится своим царским происхождением (когда-то он назывался Сибирским императорским университетом).
С вузами в Томске проблем нет, а вот хороший ночной клуб найти сложно. Развлекательный центр «Факел», который позиционируется как один из лучших, если не лучший в городе, на деле оказался заведением средней руки. Два несомненных плюса здесь – это огромный танцпол и отличные ведущие из команды КВН «Максимум». Остальное – свет, звук, интерьер оставляет желать лучшего.
Зато в Томске много уютных кафешек с весьма демократичными ценами. Например, большая чашка эспрессо в модной кофейне стоит около 50 рублей.
Из местной кухни больше всего понравились сибирские блины, которые продаются практически на каждом перекрестке. В блинчик, огромный и румяный, как солнечный шар, вам завернут любую начинку, будь то жюльен из грибов, буженинка с хреном или шоколад. И стоит эта вкуснотища опять-таки недорого.
Порадовал Томск и различными тематическими заведениями: ди-джей-барами, джаз-кафе, суши-барами.
Что касается одежды, местные жители и приезжие студенты, не особо заморочиваются по этому поводу. Главное, чтобы было тепло и комфортно. Хотя магазинов с модной и недорогой одеждой в Томске много.
Креатив по-сибирски
Отдельного внимания заслуживают памятники Томска. Здесь, конечно, в первую очередь следует упомянуть деревянные дома, каждый из которых является памятником архитектуры с 400-летней историей.
Творения современных мастеров тоже им не уступают. Чего стоит один только памятник Антону Павловичу Чехову! Как известно, писатель был практически великаном для своего времени. На набережной реки Томь стоит бронзовый человек совсем невысокого росточка. На пъедестале выгравировано: "Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки". Памятник установил томский скульптор Леонтий Усов. Таким образом томичи рассчитались за нелестную оценку, которую в свое время Антон Павлович дал Томску в дневнике по дороге на Сахалин: “Томск гроша медного не стоит... Скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Грязь невылазная... Замечателен сей город тем, что губернаторы здесь мрут, словно мухи... Обеды здесь отменные в отличие от женщин, жестких на ощупь..."
Кстати, как признались томские студенты, этот памятник побудил их перечитать замечательные и ироничные произведения Чехова. Так что, выражаясь современным языком, Леонтий Усов сделал Антону Палычу неплохой пиар.
Креативность и своеобразное мышление томских творцов также ярко выражено в многочисленных вывесках кафе и магазинов. Как вам, например, столовая с названием «Вилка и ложка»? А магазин водной техники «Брызги и визги»? Весьма удивили и названия салонов меховой одежды: «Медведь», «Балу», «Гризли» - такое ощущение, что в Сибири продаются шубки исключительно из медвежьего меха.
В общем, из Сибири я привезла массу впечатлений и убедилась, что, несмотря на холодную погоду, люди там есть хорошие и душевные. Хотя жизнь там, конечно, сильно отличается от нашей. Но это и неудивительно. Нас ведь как-никак разделяют пять тысяч километров…
PS Хотелось бы выразить благодарность ректору Ставропольского государственного университета профессору Владимиру Александровичу Шаповалову, декану факультета филологии и журналистики доценту Анатолию Алексеевичу Серебрякову и заведующей кафедрой истории и теории журналистики Ольге Ивановне Лепилкиной за помощь в организации нашей поездки в Томск.