Заповеди и экстремизм несовместимы
Анна УчаеваНе секрет, что этот вопрос на сегодняшний день является одним из самых актуальных. На территориях, граничащих со Ставропольем, усиливается влияние идеологии религиозного сепаратизма. Террористические акты, убийства как видных политических деятелей, так и простых граждан, к сожалению, не редкость. Разделение на "своих" и "чужих", "истинно верующих" и "инакомыслящих" приводит к гибели сотен и тысяч человек. Факт, что лидеры бандформирований вербуют в свои ряды преимущественно молодежь. Почему это происходит? Во–первых, в юном возрасте не всегда четко разграничиваются понятия плохого и хорошего, правильного и неправильного, поэтому на молодых легче оказать психологическое давление. Романтика борьбы всегда привлекательна. Другое дело, что нужно осознавать, для чего эта борьба ведется. Во–вторых, сказывается эффект принадлежности к своим. Боясь гнева старших, сочувствующих экстремистам, юноши идут по их стопам. Впрочем, нередки случаи, когда террористов-"новобранцев" используют, что называется, вслепую. Не последнюю роль играет социальное и материальное положение. Большинство современных боевиков "выращены" в регионах с неблагополучной экономикой.
Как сказал старший референт по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по ЮФО Максим Карлин, для противодействия религиозному экстремизму нужно выработать комплексный подход. Сейчас проблемой терроризма занимаются в основном правоохранительные органы, но ведь в том же ваххабизме есть и духовная составляющая. Людей туда вербуют, оперируя религиозными тезисами. Привлечение психологов, социологов так же, как и представителей закона, позволит значительно улучшить ситуацию. Секретарь епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана отец Роман подчеркнул, что даже такие заседания "круглого стола" следует проводить не от случая к случаю, не от взрыва к взрыву, а систематически, призывая к освещению накопившихся проблем и прессу. Когда у людей горе, вера и национальность перестают быть значимыми. Епископ Феофан, например, до сих пор помогает родителям детей, погибших в Беслане. Так, некоторых из них он недавно отвез на святую землю, чтоб хоть как-то облегчить им чувство утраты. "Истинно верующий человек никогда не поднимет руку на другого верующего, - уверен председатель организации мусульман Ставрополя Борис Аджиев, - но то, что не хлебом единым жив человек, но и верой, следует внушать с детства". Да, действительно, духовное знание – немаловажно. Ведь одни и те же религиозные термины можно толковать по-разному. Именно поэтому произошло разделение даже самых распространенных религий. Если прийти к однозначному мнению относительно духовных понятий, скольких конфликтов удалось бы избежать. Пресвитер, глава общины духовных христиан-молокан Тимофей Щетинкин рассказал, как однажды он ехал по дороге и увидел молящегося человека. Как истинно верующий, он не мог не остановиться и не помолиться вместе с ним. Однако после выяснилось, что его попутчик – ваххабит. И, когда последний узнал, что молился с "инакомыслящим", то выдал фразу о том, что, мол, все равно мы всех вас уничтожим. А как же быть с общерелигиозной заповедью "возлюби ближнего своего"? "Наши предки долго жили в Азербайджане, где мирно сосуществовали с мусульманами, и мы даже не задумывались о различиях, - вспоминает Тимофей Щетинкин. - Крупномасштабные же межнациональные конфликты в Азербайджане, Армении и Грузии открыли дверь беззаконию. Но ведь нет национальностей, получивших какое-то преимущество. Об этом сказано и в Конституции России. Надо укрепить исполнение Основного Закона нашей страны". О недопустимости угнетения, уничтожения одного народа другим, разделения на "верную" и "неверную" веру говорили все участники заседания. Бог же не делит своих детей на "родных" и "чужих". Но для противодействия религиозному экстремизму нужно объединить усилия. Только комплексный, систематический подход позволит решить эту наболевшую проблему.