Зарплата учителя: одной рукой пишем, другой — зачеркиваем

Лариса Ракитянская

Зарплата учителя: одной рукой пишем, другой — зачеркиваем

На днях в редакцию «Вечерки» обратилась педагог одной из гимназий краевого центра с жалобой: после сентябрьского повышения зарплаты она потеряла «чистыми» шесть тысяч рублей.
Много ли обращений подобного рода поступило в Ставропольскую городскую организацию профсоюза работников образования и науки РФ, почему люди не получают деньги, на которые так рассчитывали, правда ли, что в педколлективах образовательных учреждений города зреет тихий протест, вызванный тем, что люди не понимают, как происходит повышение зарплаты учителям?
Эти и другие вопросы журналист «Вечерки» задает сегодня Александру Некрасову, председателю Ставропольской городской организации профсоюза работников образования и науки РФ.

Высокая зарплата — беда

Наш разговор с Александром Некрасовым начинается с того, что он рассказывает предысторию: учителя города не видели повышения зарплаты года два. И сейчас речь идет не о ее индексации, а о непонятном «доведении до средней по краю».

- Жалобы от учителей мы получаем непрерывно, - говорит Александр Васильевич. - Они пошли сразу же после первого, июньского, повышения зарплаты. Еще тогда по неизвестным причинам никто не прислушался к мнению работников, и пустили все на повышение стимулирующей части заработной платы. Что греха таить, есть у нас руководители образовательных учреждений, которые стимулирующий фонд распределяют так, что эти деньги практически не доходят до педагогов — так «выстроены» Положения по оплате труда. В результате, к примеру, водитель может получить стимулирующих выплат 7 тысяч рублей, а воспитатель - только 600.

- Наверное, это и есть «главное непонимание»?

- Главное все же — низкий уровень, а потом уже справедливое распределение. Профсоюзы не устают говорить, что любое повышение должно осуществляться через увеличение базовой (постоянной) части заработной платы. А на практике получается другое, когда в школах и детсадах при повышении зарплаты руководствуются рекомендациями Минобра и Минфина о повышении стимулирующей части заработной платы. А сколько этих самых критериев стимулирования? Я лично убежден, что если базовая зарплата у человека высока, то на стимулирование можно направлять меньше средств, и тогда не будет у нас никаких перекосов. Ведь по существующей методике распределения денег в педколлективах только острее чувствуется несправедливость: кто больше работает, тот меньше получает. А в нашем городе это оказалось особенно заметно при сентябрьском повышении, ведь средняя зарплата педагогов в Ставрополе выше, чем в крае. Кстати, на востоке Ставрополья педагоги тоже недовольны — там люди, имеющие надбавку за работу в пустынной и безводной местности, лишились разницы в оплате труда, так как им было направлено меньше средств. В нашем городе подавляющее большинство учителей работают на полторы ставки, и тоже прибавку получили меньше. Думаю, что это - безнравственная логика, которая сводит на нет привычные представления людей о количестве и качестве труда.

Нельзя бросаться кадрами!

Александр Некрасов говорит и о «человеческой составляющей» всякого повышения заработной платы — в первую очередь, о кадрах. Ведь наибольшую озабоченность зарплатой высказывают сегодня не столько учителя школ, сколько работники дошкольных образовательных учреждений. Они прямо заявляют: о нас забыли.

– Как только стало известно, что повышается зарплата у учителей, воспитатели, психологи, социальные педагоги были удивлены и обижены, - говорит Александр Васильевич. - Как же так: с одной стороны, государство признает особый статус педработников и ставит задачу повысить уровень их зарплаты до среднего в сфере экономики региона. Люди понимают это так, что речь идет обо всех педработниках, а не только об учителях. В городе уже есть два новых детсада, идет активный поиск создания новых мест для дошколят за счет самых разных вариантов. Но на этом вроде бы позитивном фоне уже сейчас просматривается проблема отсутствия работников: если 10 лет назад в Ставрополе не хватало двух-трех воспитателей в ДОУ, то сейчас - около 40 вакантных должностей работников дошкольных учреждений. В этих условиях вполне уместно задуматься: кто будет работать с детьми?

Нужны управленческие решения

«Вечерка» уже сообщала, что с 1 октября грядет повышение фонда оплаты труда учителей-предметников в среднем еще на 6,5 процента. Эти средства также будут направлены на стимулирующие выплаты. А. Некрасов комментирует это так:

- Знаю, что министр образования СК Ирина Кувалдина ездит сейчас по районам, где встречается с педагогической общественностью и рассказывает людям, каким именно образом производится повышение зарплаты. Наверное, говорит, что оно коснется каждого учителя и каждого работника образовательных учреждений Ставропольского края. Не мне судить, но я думаю, что «разъяснительные» поездки — это попытка несколько погасить недовольство педагогов. Профсоюзы, в том числе и городская организация, по сути, тоже этим занимаются сейчас: мы народ сдерживаем, чего не должны делать, стараемся все же направить диалог в конструктивное русло.

- Вы лично видите какой-то выход из сложившейся ситуации?

- Да, я надеюсь на то, что октябрьское (на 6,5 процента) повышение заработной платы педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, воспитателям пройдет грамотно. Хотя бы потому, что цифры согласованы со Ставропольской краевой организацией профсоюзов работников народного образования и науки - на 4 процента будут увеличены оклады, на 2,5 - компенсационные и стимулирующие выплаты. Думаю, что было бы правильно увеличить ставки и учителям.

Но городской профсоюз на этом не остановится: мы готовы продолжать принципиальный диалог! Сейчас на моем рабочем столе лежит план моих первоочередных действий, и в нем записано одним из первых пунктов – обратиться с письмом к лидеру партии «Единая Россия» В. Путину и к губернатору СК В. Гаевскому с просьбой вникнуть в проблемы повышения зарплаты педагогам.

Есть предварительная договоренность и о встрече с главой г. Ставрополя — по этой же теме. Когда она состоится, я буду приводить все аргументы, чтобы убедить: существуют и управленческие решения на местном уровне в части распределения средств на повышение зарплаты педагогам.

- А что вы посоветуете делать учителям?

- Продолжать жаловаться — писать письма, приводить в них цифры. Эту фактуру мы сейчас накапливаем, чтобы использовать в своей борьбе за справедливость. Ведь это же абсурд: если средняя зарплата учителей в городе выше, в гимназиях и лицеях она приближена уже к средней по краю. Но при повышении зарплаты тамошним учителям получается, что не государство должно им прибавлять, а они должны государству свою копейку отдать!

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление