Защищать свои права можно вместе
Лариса ДенежнаяРоспотребнадзор решил напомнить о существовании института групповых, или «коллективных», исков, который призван упростить гражданам защиту своих прав. Появился он не так давно. Суть его такова: если нарушение однотипно, то каждому потребителю не требуется проходить судебную процедуру индивидуально, достаточно подать коллективный иск. Объединившись, искать правду и защищать свои интересы легче. И доказательная база полновесней. Что делать для подачи группового иска?
Пострадавшим, как разъясняет Роспотребнадзор, необходимо заявить о себе и своей проблеме, предоставить некоторые доказательства (это может быть договор, кассовый чек, выписки из медицинских документов и т. д.).
Обращение с коллективным иском возможно, если: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; используется всеми членами группы лиц одинаковый способ защиты своих прав.
Подать такой иск в защиту группы пострадавших на основании подпункта 7 пункта 4 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» имеют право и должностные лица Роспотребнадзора.
Законодательные нормы, которые ввели эту новую форму судебной защиты прав потребителей, вступили в силу с 1 октября 2019 года. Согласно этим нормам, предъявить иск о защите прав и законных интересов группы потребителей может одно инициативное лицо.
Территориальные органы Рос-потребнадзора уже наработали весьма успешную правоприменительную практику групповых исков. Так, управление Роспотребнадзора по Свердловской области готовило для суда документы по 16 искам. А подали только три, поскольку по остальным эпизодам отпали основания, и требования потребителей были удовлетворены.
Иски, которые подают территориальные органы Роспотребнадзора в защиту прав и законных интересов группы лиц, в основном касаются сферы услуг (культурно-развлекательные мероприятия, образовательные услуги, туристские услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, юридические услуги, спортивно-оздоровительные услуги (фитнес). Они связаны с отказом от услуг в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); причинением вреда здоровью при оказании услуг; обманом потребителей.
Так, управление Роспотребнадзора по Оренбургской области отстояло интересы группы лиц в количестве 21 человека, которым был причинен вред здоровью при оказании услуг общественного питания. В пользу потребителей суд взыскал 346 тысяч рублей, из них 230 тысяч - в качестве компенсации морального вреда пострадавшим.
В Кемеровской области специалисты Роспотребнадзора помогли защитить права 25 потребителей, заявив требование о расторжении договора о подборе, бронировании и приобретении тура для группы детей и взыскании денежных средств с туроператора. По решению суда ответчик должен вернуть каждому из потребителей стоимость путевки.
В Томской области специалисты ведомства выступили в защиту родителей учеников, которые заключили договор на организацию выпускного вечера для своих детей со специализированным агентством. Из-за ограничений, связанных с пандемией, которые запрещали массовые мероприятия, от проведения выпускного вечера пришлось отказаться. Однако ответчик отказался добровольно возвращать предоплату, внесенную по договору. Родители решили подать коллективный иск. Их интересы в суде представляли специалисты территориального управления Роспотребнадзора. В результате рассмотрения материалов дела суд обязал ответчика вернуть истцам (а это более двадцати родителей) уплаченные денежные средства в полном объеме, а также выплатить компенсацию морального вреда.