Защитить права детей
Валерий МанинПрокуратурой Промышленного района г. Ставрополя за четыре месяца 2005 года было проанализировано состояние преступности среди несовершеннолетних.
Анализ состояния преступности в подростковой среде показал, что своевременное проведение различных профилактических мероприятий в районе в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих им, и, в первую очередь, носящих индивидуально-профилактическую направленность, привело к снижению преступных проявлений в подростковой среде.
Следует отметить, что большая часть преступлений совершается детьми, находящимися под опекой, оставшимися без попечения родителей или законных представителей, неблагополучных, малообеспеченных семей и пр. Каждое седьмое преступление совершено подростками в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимо применять усилия органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г.
№ 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Органы и учреждения системы профилактики должны надлежащим образом выполнять предусмотренные ст. 2 Закона задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, способствующие этому, обеспечивать защиту прав и законных интересов детей и подростков. Соблюдать требования ст. 21 Закона, выявлять и проводить профилактическую работу с родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию детей, отрицательно влияющими либо жестоко обращающимися с ними.
Кроме этого, взаимодействовать по этим вопросам с другими органами и учреждениями системы профилактики и принимать действенные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как упущения в работе с подростками порой приводят к совершению ими повторных преступлений.
Актуальным направлением деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является соблюдение соответствующими государственными органами и их должностными лицами требований законодательных актов, регламентирующих деятельность по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.
Прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя с учетом значимости в конце марта 2005 года проведена проверка соблюдения органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, и за условиями их содержания и воспитания в опекунских семьях и детских учреждениях.
Проверкой выявлены многочисленные нарушения требований названного законодательства, допускаемые органами опеки и попечительства администрации Промышленного района г. Ставрополя.
Вопреки п. 1 п.п. 2 ст. 16 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы опеки и попечительства не осуществляли на должном уровне меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Не принимали своевременные меры к установлению правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей, что лишило возможности их скорейшего жизнеустройства и нарушает права на получение опекунских пособий и др.
По заявлению прокурора 01.06.2004 года решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Н.В.Сенько лишен родительских прав в отношении двоих детей. По решению суда, вступившему в законную силу 14.06.2004 года, дети переданы на попечение органа опеки и попечительства администрации Промышленного района г. Ставрополя.
Однако в нарушение п. 3 ст. 122 СК РФ органом опеки и попечительства не было обеспечено своевременное устройство детей Сенько на протяжении 9 месяцев. Хотя в течение одного месяца со дня поступления сведений орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство таких детей.
В течение девяти месяцев из-за недобросовестного отношения органа опеки и попечительства администрации Промышленного района г. Ставрополя дети были лишены законного права, предусмотренного ч. 1 ст. 148 СК РФ, на получение причитающегося пособия при установлении попечительства над ними.
При даче согласия на совершение сделок по отчуждению жилья, находящегося в собственности несовершеннолетних или родителей, органами опеки и попечительства не осуществлялся контроль за соблюдением законными представителями детей принятых обязательств положить полученные от сделок с жильем средства на лицевой счет ребенка или приобрести соответствующее жилое помещение взамен отчужденного.
В документах, представленных в прокуратуру района, отсутствовали соответствующие данные, подтверждающие приобретение жилья взамен отчужденного, либо внесения денежных средств, полученных от сделки, на счета несовершеннолетних.
Изучение личных дел опекаемых детей показало, что органами опеки и попечительства не исполнялись требования ст. ст. 121, 146, 148 СК РФ об осуществлении последующего контроля за условиями содержания, воспитания, обучения детей, находящихся под опекой (попечительством).
В личных делах опекаемых не имелось документов, обеспечивающих защиту личных, имущественных и жилищных прав детей. Отсутствовали данные о выплате пенсий, алиментов, пособий, письменные отчеты опекунов о порядке расходования денежных средств, акты обследования условий жизни и воспитания.
Так, в личном деле опекаемого Н.К.Зенченко, над которым установлена опека со стороны Е.Н.Губановой (постановление № 796 от 24.09.2004 года), отсутствуют данные о выплате опекунских пособий, письменных отчетов опекуна о порядке расходования денежных средств, акты обследования воспитания и жизни опекаемого.
В деле опекаемой Е.В.Фесенко отсутствуют данные о выплате алиментов
Н.А.Фесенко по решению Промышленного районного суда от 13.08.2004 года на содержание дочери, пособий, не имеется отчета опекуна о расходовании денежных средств.
В деле опекаемого К.Е. Павлова, 2000 года рождения, над которым со стороны Е.Г.Миссинской 14.04.2004 установлена опека и назначена выплата денежных средств опекуну, нет документов, подтверждающих выплату пенсии ребенку по потере кормильца, поскольку его мать умерла 17.12.2003 года, пособий, письменного отчета опекуна о порядке расходования денежных средств, не разрешен вопрос об алиментных обязательствах отца ребенка, лишенного родительских прав 15.09.2004 года, нет акта обследования жизни и воспитания К.Е.Павлова.
Выявленные прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя нарушения требований закона свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, выполняются эти функции крайне неудовлетворительно.
По результатам проверки 05.04.2005 года прокурором района внесено представление главе администрации Промышленного района г. Ставрополя об устранении допущенных нарушений закона с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Озабоченность прокуратуры вскрытыми нарушениями закона носила адекватную реакцию со стороны руководства администрации района, признавшей в деятельности подведомственных служб допускаемые нарушения.
Не ограничившись этим, по результатам рассмотрения представления трое должностных лиц, ответственных за организацию и проведение этой работы с несовершеннолетними, привлечены к дисциплинарной ответственности.
О.Р.Корнушенко,
ст. помощник прокурора
Промышленного района.