Защитник Советского Заполярья
Екатерина МоссораВ годы Великой Отечественной войны Николай Степанович Коваленко служил в авиации. В составе авиационного полка Северного флота он прикрывал от вражеского огня наши бомбардировщики, штурмовики и катера-торпедоносцы.
Николаю Степановичу предстояло пройти немалый путь, прежде чем он впервые смог подняться в небо. В 1938 году он пошел учиться на авиатехника в Вольское авиационное военно-техническое училище, после чего служил и преподавал в Чугуевском летном училище Харьковской области. А дальше была война... Когда немцы начали свое стремительное наступление, его направили в Среднюю Азию. Именно туда были переведены многие военные училища с личным составом, чтобы не дать их разгромить противнику.
В первые годы сражений наша авиация несла значительные потери. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР был вынужден издать приказ об ускоренной подготовке летчиков из числа авиатехников, которые были хорошо знакомы с устройством самолетов. Так порядка ста офицеров, в числе которых был и Коваленко, для первоначального обучения были направлены на аэродром в поселке Куеда Пермской области. Как рассказал ветеран, именно в этом училище он и познакомился со своей будущей женой – Марией. Но по окончании учебы пришло время неизбежной разлуки. Встретиться вновь влюбленным предстояло уже после победы в Великой Отечественной войне.
Завершил обучение летному делу Николай Степанович в Ейском авиационном училище. В ноябре 1943-го Коваленко направили на службу в 20-й Краснознаменный авиационный полк ВВС Северного флота: он уже умел управлять новым самолетом Як-7Д.
В это время у Кольского полуострова шли ожесточенные бои. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Вражеские зенитные установки обстреливали с земли наших истребителей. В воспоминаниях ветерана навсегда запечатлились вспышки от взрыва снарядов вокруг его самолета. Многим боевым товарищам Николая Степановича было не суждено вернуться с заданий, а в один из вылетов был подбит и его самолет. Коваленко сумел долететь до аэродрома полка, но чуть не погиб уже при посадке. Когда он выпустил шасси и самолет уже коснулся земли, его резко стало тянуть в левую сторону. Впереди на расстоянии нескольких метров был обрыв, за которым плескалось море. Чтобы не разбиться, Николай Степанович ввел самолет в такое положение, когда хвост летательного аппарата поднимается вверх, а передняя часть, наоборот, уходит ниже положенного уровня. Благодаря такому маневру ему удалось зацепиться лопастями пропеллера за землю и остановить самолет.
За заслуги перед Родиной Николай Степанович Коваленко был награжден тремя боевыми наградами: орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды. В числе наград ветерана медали: «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги» «За победу над Японией».
После окончания Великой Отечественной войны Николай Степанович поступил на службу в органы внутренних дел в Ставропольском крае. Он работал в системе исправительно-трудовых учреждений, после чего стал заместителем начальника хозяйственного отдела УВД. Везде Николай Степанович трудился добросовестно и успешно справлялся со своими обязанностями. Когда Коваленко уходил на заслуженный отдых, он был награжден медалью «За безупречную службу» 3-й степени. Став пенсионером, он посвятил себя общественной работе, уже более 15 лет Коваленко является членом Союза ветеранов краевого ГУВД.
В начале февраля Николаю Степановичу исполнилось 94 года. Несмотря на свой долгий и непростой жизненный путь, он и сейчас находится в хорошей физической форме и бодр духом. Хочется пожелать Николаю Степановичу и всем ветеранам, которые отстояли честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, долгих лет жизни и здоровья.