В конце июня в администрации города прошло совещание, главной темой которого стала школьная медицина. В нем приняли участие медицинские работники образовательных учреждений, поликлиник, ученые и работники образования — члены регионального отделения Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья.
Заместитель главы администрации г. Ставрополя Валентина Муравьева рассказала корреспонденту «Вечерки» об основных направлениях третьей по счету городской программы «Образование и здоровье».
— Валентина Николаевна, в 1999 и в 2001 годах городская Дума уже принимала две подобные Программы, сейчас подготовлен проект третьей. Какие акценты делает новый проект, что нового появится в ближайшие годы в школьной медицине?
— Надо сказать, что этот проект – логическое продолжение прежних программ. Они у нас выполнены. В прежние годы мы делали ставку на диспансеризацию, иммунопрофилактику, соблюдение санитарных норм. Это дало положительные результаты: в городе наблюдается устойчивая тенденция снижения заболеваемости инфекционными и паразитарными заболеваниями, есть снижение заболеваемости сколиозами.
Третья программа «Образование и здоровье» ориентирована на качественные изменения в организации школьной медицины: мы должны добиться оптимальных условий в каждом образовательном учреждении для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
— На совещании прозвучали тревожные цифры и факты относительно так называемых «школьных болезней»…
— Да, врачи отмечают рост заболеваемости органов дыхания, зрения, заболеваний нервной системы, болезней органов пищеварения. Но эти цифры свидетельствуют еще и о том, что городские лечебно-профилактические учреждения в последние годы заметно улучшили свою лечебно-диагностическую базу – приобрели за истекшие пять лет современное диагностическое оборудование, в том числе – в рамках приоритетного нацпроекта «Здоровье». Естественный результат – улучшение выявления той или иной патологии.
С другой стороны, мы не имеем права успокаивать себя этим аргументом: настала пора не просто выявлять, а не допускать перехода острых заболеваний в хронические. Возьмем, к примеру, ухудшение зрения у детей школьного возраста. Откуда оно берется? Недостаточная освещенность в классах, отсутствие контроля за продолжительностью чтения и интенсивностью зрительной нагрузки, недооценка роли гимнастики для глаз, физкультминуток. Да и родители не всегда следят, сколько времени их чадо проводит за компьютером…
— Что предлагают врачи школе?
— В третьей программе «Образование и здоровье» очень много конкретных мероприятий. К примеру, на будущий год запланирована организация на базе 3-й детской поликлиники городского кабинета охраны зрения детей и подростков. На эти цели деньги пойдут из бюджета обязательного медицинского страхования – 140 тысяч рублей. На базе МУЗ «Детская городская клиническая больница им. Г. К. Филиппского» также в будущем году планируется открыть центр амбулаторной хирургии и здесь же – городской травмпункт. Думаю, что необходимость такая в городе давно уже назрела, и городской бюджет выделит на эти цели более 6 миллионов рублей. Уже в этом году будут открыты койки дневного пребывания в ювенальном центре на базе второй городской детской поликлиники. Я уж не говорю о том, что ежегодно будут проводиться профилактические мероприятия по гриппу и ОРВИ – это почти 5 миллионов рублей из средств федерального бюджета.
— Ну а в классах-то что?
— Мы планируем укомплектовать залы лечебной физкультуры (ЛФК) детских поликлиник оборудованием для занятий с теми ребятами,¸ кто имеет нарушения осанки, плоскостопие, сколиоз – на это уйдет примерно 500 тысяч рублей. А вот классные комнаты планируется оборудовать люстрами Чижевского – когда такое было?!
— Школьное питание – тема, которая волнует врачей и педагогов уже много лет…
— Да, вы правы. Среднестатистический ребенок ежедневно проводит в школе 7 - 8 часов — полноценный рабочий день взрослого человека. Но если здравомыслящий взрослый никогда не забывает о святая святых — обеденном перерыве, то дети в большинстве своем предпочитают «пятиминутную закуску» — гамбургер с газировкой. О том, как вернуть в школу культуру здорового питания, размышляют врачи, педагоги и управленцы, и приходят к выводу, что тарелка горячего борща — это не повседневная банальность, а вопрос национальной безопасности. Такой же, как сверхточное оружие, например. Только вопросами обороны со всей серьезностью занимается федеральный центр, а питание детей — будущих солдат и тех, кто этих солдат когда-нибудь будет рожать, — почему-то переложили на региональные и муниципальные плечи. Ну да что считать обиды – надо дело делать! И потому в новой программе «Образование и здоровье» предусмотрено ввести в штатное расписание образовательных учреждений диетсестер. Это – первый этап в борьбе за «здоровый ЖКТ школьников». А дальше – переоборудование школьных столовых современным технологичным оборудованием и вообще – превращение школьных столовок в предприятия общественного питания, отвечающие самым передовым требованиям времени…
— Словом, статус школьной медицины уже с 2008 года будет выше…
— Выше и профессиональнее. Уже с этого года программа предусматривает выделение площадей для процедурных кабинетов в составе медицинского пункта, а для этого начнется их ремонт. Тут потребуется телефонизация медпунктов, лицензирование медицинской деятельности, обучение медицинского персонала. Городской бюджет к этим затратам готов: могу сказать, что бюджет программы «Образование и здоровье-3» почти в три раза превышает объем финансовых средств, израсходованных на реализацию предыдущей программы.