Женская интуиция помогает и в следствии

Наталья Ардалина

 

Женская интуиция помогает и в следствии

Как-то мы привыкли к тому, что профессии определенного рода в основном выбирают мужчины. Особенно много таких профессий в силовых структурах — никак не ожидаешь, что, например, оперативным сотрудником окажется женщина. А женщин - следователей-криминалистов в нашей стране всего человек 50. И одна из них работает в следственном управлении Следственного комитета России по Ставропольскому краю. 

 

Если бы я встретила Наталью Ивановну Соболеву на улице, ни за что не подумала бы, что эта красивая, хрупкая на вид женщина принимает участие в расследовании самых сложных преступлений, совершенных в нашем крае. Как следователь-криминалист краевого управления СКР, она постоянно работает на самых напряженных участках. Вот и сейчас Наталья Ивановна входит в состав группы следователей из Северо-Кавказского управления, которая в настоящее время находится в крае. 

Сама она считает свою работу закономерным результатом воспитания в семье стражей порядка: дед — сотрудник КГБ, мама - эксперт в милиции, папа — сначала сотрудник уголовного розыска, затем - начальник следственного изолятора. С самого детства впитывая эту атмосферу, оценивая события в большей степени с точки зрения закона, очень сложно потом найти себя в какой-то исключительно гражданской профессии. Хотя родители в свое время были категорически против того, чтобы дочь пошла по их стопам.  

На какое-то время Наталья поддалась уговорам родных: поступила в политехнический институт на автотранспортный факультет, специальность «Менеджмент перевозочного процесса», получила диплом, устроилась на работу в коммерческую фирму. К концу года Наталья уже четко понимала, что ей здесь неинтересно. Очень кстати пришлось рождение дочери — молодая мама ушла в декрет, отсидела с ребенком год, после чего пришла к отцу и поставила его перед фактом: я хочу работать в правоохранительных органах. 

Собственно, с этого момента и началась ее карьера в силовых ведомствах. Поначалу девушка вообще собиралась стать оперативником в уголовном розыске, но тут уже отец привлек массу весомых аргументов, чтобы доказать неугомонному чаду, что это не женская профессия. И Наталья стала экспертом, как мама. Поначалу работала в Экспертно-криминалистическом центре при ГУВД, стала ведущим трассологом. Работа, конечно, интересная, но хотелось развиваться дальше, поэтому, когда представилась такая возможность,  Наталья Ивановна перешла в прокуратуру — прокурором-криминалистом. Женщин этой профессии на тот момент в стране было всего 25. С момента образования Следственного комитета Наталья Ивановна — следователь-криминалист. 

Как правило, на ее плечи ложится аналитика по тому или иному уголовному делу. А это означает, что через нее проходит вообще вся информация — оперативная, процессуальная, Наталья Ивановна общается с потерпевшими, свидетелями,  подозреваемыми. В ее голове, как из кусочков мозаики, постепенно складывается четкая картинка, благодаря которой она может дать правильное направление расследованию. Кроме того, женская интуиция помогает определить место человека в деле и разложить все по полочкам.  

В своей практике Наталье Ивановне нередко приходится сталкиваться с маньяками, убийцами, в том числе серийными. К счастью, угрожают не так уж и часто — может быть, им это как-то не «по понятиям» - угрожать женщине. Хотя случается и такое. Был в ее практике серийный убийца — убивал бабушек в Грачевском районе. Очень он «невзлюбил» женщину-следователя. А Наталье Ивановне его было по-человечески жалко. Невысокий, щупленький мужичонка, лет за 50, совершенно одинокий, ни семьи, ни дома, ни родных - никого у него нет, и ничего хорошего в своей жизни он не видел. Сначала он был вором-домушником, а потом в какой-то момент «переквалифицировался» - и стал убийцей. 

Нормальному человеку убить подобного себе совсем не просто — нужен мощный психологический толчок, нужно буквально переступить через себя. А здесь все произошло легко — воришка долгое время не развивался, а, наоборот, деградировал, и в какой-то момент просто нашел для себя более легкий способ наживы. В итоге его, как сорняк, «вырвали» из общества и отправили на 20 лет в колонию строгого режима. 

Несмотря на жестокость, с которой Наталье Ивановне приходится сталкиваться чуть ли  не ежедневно, она не стала циничной и бесчувственной. Каждый раз, занимаясь расследованием какого-либо преступления, невольно примеряешь на себя судьбу и преступника, и жертвы. В прошлом году ей пришлось пережить тяжелейший стресс, когда она занималась расследованием покушения на убийство. В больнице следователь увидела девушку лет 20, маленькую, тоненькую и всю перемотанную бинтами. У нее было девять проникающих ранений в голову, нанесенных монтировкой, это уже не считая бесчисленных переломов рук, ног, ребер. После жестокого избиения девушку еще пытались задушить, и она, понимая, что ее именно убивают, притворилась мертвой. Девчонку засунули в придорожную водосточную трубу, закидали покрышками от колес и уехали. А она после этого на переломанных локтях выкарабкалась наружу, доползла до трассы и только тогда отключилась окончательно. 

К счастью, девушка выжила. Более того, она осталась совершенно нормальной, при памяти, она помнила все подробности этого страшного дня. С ее помощью довольно быстро вышли на того водителя, который взялся ее подвезти и после попытки изнасилования, испугавшись, что жертва кому-нибудь расскажет о случившемся, стал ее убивать. И был абсолютно уверен, что убил. Кстати, мужчина — по сравнению со своей жертвой, здоровый парень — оказался примерным семьянином, отцом двоих детей. Его жена до последнего отказывалась верить, что он мог такое сотворить. 

Слушая в больнице выжившую вопреки всему девушку, Наталья Ивановна плакала и думала: «Я больше не могу этого выносить, я больше не хочу это видеть и слышать». Но нужно было найти преступника — и профессионализм взял свое. После этого трагического случая не раз еще Наталья Соболева сталкивалась с человеческим горем, отпаивала валерьянкой и валидолом в морге родственников погибших людей в теракте у ДК. И каждый раз все проходит не только через голову криминалиста-аналитика, но и через сердце женщины. 

А нынешней весной дочь Натальи Ивановны оканчивает школу, и уже поставила маму в известность, что она хочет поступать на юридический, более того, она, как сама Наталья, собирается стать оперативным сотрудником. Мама точно так же, как когда-то ее родители, категорически против выбора своего ребенка, но решила, что навязывать свое мнение не будет, потому что сама когда-то потратила на нелюбимое дело несколько лет жизни. А значит,  династия продолжится еще одним, наверняка хорошим специалистом своего дела. 

 

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление