Жилищная инспекция работает по жалобам
Тамара КоркинаУправление краевой государственной жилищной инспекции с каждым днем все больше становится на слуху у горожан. Можно сказать, внимание к жилинспекции растет по мере того, как к нам приходит осознание, что мы - собственники не только квартир, но и всего многоквартирного дома. Какие вопросы решает эта структура государственной исполнительной власти? На какую помощь мы можем рассчитывать, обращаясь сюда? Об этом мы ведем разговор с руководителем управления Игорем Ивановым.
- Игорь Васильевич, давайте обозначим основные направления деятельности жил-инспекции.
- Наша задача - осуществление государственного контроля за техническим состоянием, общим имуществом собственников в многоквартирном доме, за соблюдением режима обеспечения жильцов коммунальными услугами. Также - контроль за соблюдением порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, за тем, насколько дома отвечают требованиям энергетической эффективности и оснащенности их приборами учета.
Остановлюсь на вопросах по переустройству и перепланировке жилых помещений. К нам нередки такие обращения: мой сосед делает ремонт, ломает стены, не грозит ли это безопасности. К сожалению, многие граждане ошибочно считают, что могут в квартире делать все, что захотят. Однако это не так.
Сразу оговорюсь, что мы не скорая помощь. Нам необходимо провести проверку, сделать запросы в БТИ, Регистрационную палату, градостроительный комитет и другие организации. Для чего? Для того, чтобы выяснить реальное положение дел: давал ли город разрешение на переустройство или перепланировку квартиры, какая планировка квартиры была до ремонта, законно ли действует собственник? Если мы находим подтверждение, что разрешительная документация имеется, претензий к собственнику нет. Если он занимается переустройством и перепланировкой самовольно - даем соответствующее предписание, привлекаем к административной ответственности.
- Кто или что инициирует вашу деятельность? От чего вы отталкиваетесь в повседневной работе?
- В основном мы проводим проверки по обращениям граждан. В минувшем году их было 2744, самого разного характера. Большинство из них касались технического состояния жилищного фонда, общего имущества собственников, содержания придомовых территорий и инженерного оборудования. Здесь все, как говорится, под нашим оком, начиная от подвала и кончая кровлей. Течь, вода, трещины… На этот сегмент приходится более 80 процентов всех жалоб ставропольцев, напомню, что мы работаем со всем краем. А от общего числа обращений 60 процентов поступает к нам из Ставрополя.
- А если люди жалуются, что дом невозможно содержать нормально, поскольку он лет сорок не ремонтировался – вы принимаете и разбираете такие жалобы?
- Обязательно выходим и проверяем. Но сначала опять-таки собираем информацию о доме, об управляющей или обслуживающей организации, о ее ответственности перед собственниками согласно договору управления. Потом проводим обследование, выясняем состояние инженерных сетей, выясняем все моменты, которых касалась жалоба. Результат нашей работы – предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок. Невыполнение предписания грозит наложением штрафов: на должностное лицо от 4 до 5 тысяч рублей, на юридическое – от 40 до 50 тысяч рублей. Документарную проверку мы обязаны по закону провести за десять дней. Как правило, управляющая организация, зная, что к нам попала жалоба, за это время старается все недостатки устранить. Мы наказываем строго.
- Но это жильцам совершенно невыгодно, поскольку штраф будет погашен за их счет?
- На это есть соответствующие правоохранительные органы, они должны разобраться, с какой статьи погашен штраф. Деньги, которые оплачивают собственники, должны идти по назначению – на содержание и ремонт жилого дома, а не на погашение штрафа. Это нецелевое расходование средств. Когда управляющая организация берет в управление тот или иной дом, она видит, в каком техническом состоянии он находится, знает, что идет на коммерческий риск. Скажу, что мы теперь будем размещать на своем сайте отчеты, указывая, какие компании работают лучше, а какие хуже, в том числе по обращениям граждан. Они для нас - как индикатор.
- Жильцы многоквартирных домов в большинстве очень равнодушны сегодня, я так понимаю, это благо для управляющих компаний. Так?
- Некоторые собственники считают, что если они платят за ЖКУ, то этого вполне достаточно, остальное за них сделают власть, государство. Мало кого интересует, что содержится в договоре управления, за что берется оплата. Управляющим компаниям такое отношение собственников очень даже на руку.
Мы сейчас ждем законодательного утверждения основного минимального перечня работ, который управляющая организация обязана будет выполнять по договору управления многоквартирным домом.
- Вы принимаете только письменные обращения?
- Любые, у нас есть электронная почта: ugzhi@estav. ru, «горячая линия» - 94-17-06, «телефон доверия» - 95-54-75. Сайт управления: http://ugzhi.stavkray.ru
- Давайте остановимся на качестве предоставления коммунальных услуг…
- Из всех обращений ставропольцев на эту сферу приходится всего пять процентов. Опять-таки собственники не всегда знают, с кого спросить, скажем, за едва теплую вместо горячей воду, за холодные батареи и так далее. Многие почему-то сразу обращаются в прокуратуру, на «телефон доверия» губернатора. Между тем первый спрос - с управляющей компании, ТСЖ. У нас есть сотрудник, который принимает жалобы от населения, в том числе на плохое качество коммунальных услуг. Наши сотрудники выходят на место, производят замеры температурных параметров воды, воздуха, давления воды на вводе в дом, в квартире. Выявляем, кто виноват: ресурсоснабжающие и управляющие организации, либо причина - в теплопотерях в самом доме.
- Сейчас огромная проблема – общедомовые приборы учета потребляемых ресурсов. Вы можете вынести свой вердикт: этот дом для установки счетчиков не готов.
- Сразу отмечу, что в многоквартирных домах собственники помещений обязаны установить приборы учета в соответствии с требованиями законодательства. А вот на тех инженерных сетях, которые изношены и требуют капитального ремонта, устанавливать приборы учета запрещено.
Ко мне на прием приходят и по проблемам, связанным с установкой общедомовых приборов учета. Люди жалуются, что приходится платить за нерадивых соседей, за чужих квартирантов и так далее. В этом вопросе, как и в вопросах содержания дома, собственникам нельзя быть сторонними наблюдателями. А пока, как я называю, слишком много «мимопроходящих». Когда идет общее собрание жильцов – они проходят мимо. А когда принятое решение надо выполнять, начинаются возмущения.
- Игорь Васильевич, подводя итог разговору, мы можем сказать, что жилищная инспекция день за днем усиливает контроль за коммунальщиками?
- Безусловно. Мы недавно подвели итоги работы за 2011 год, и, в принципе, они нас порадовали. На 10 процентов вырос объем проинспектированного жилищного фонда края. В среднем каждый наш инспектор обследовал около двух миллионов площади, вместо одного по нормативу. Люди о нас узнают, все чаще обращаются за помощью. Более 75 процентов всех обращений решаются управлением положительно. По итогам наших проверок оформлено почти 24 тысячи исполнительных документов об устранении нарушений. Этот результат - один из лучших среди инспекций субъектов России.
В недалеком будущем наши полномочия будут расширены, что даст нам возможность еще активнее участвовать в жилищно-коммунальной жизни края, направленной на защиту прав и интересов граждан.