Жить или пить? Размышля ем о … бытие
Наталья Ардалина- О чем говорить будем?
Надия Зинадиновна Джанибекова, социальный педагог городского центра «Доверие», отвечает: о пьянстве и алкоголизме, о здоровом образе жизни.
- У-у-у-у! – загудел юноша со смешком, резко встал и вышел. Видно, дверью хотел хлопнуть – мол, мне это не надо…
А десяток его сверстников остались. Пока беседа не началась, общались между собой, отвечали на звонки сотовых телефонов, подходили к окну. Кто-то спросил: а чай сегодня будет? Нет, как выяснилось. Будет разговор по душам.
Минут 20 Надия Зинадиновна рассказывала ребятам «откуда есть пошел» обычай употреблять спиртные напитки в мире и в России. По ходу беседы мальчишки задавали вопросы, и получилась не лекция «на тему», а диалог. Очень показательный, на мой взгляд. И от соблазна привести его отрывки на страницах газеты я не удержалась.
Когда зашла речь о том, как быстро пьянеет человек, сколько ему надо выпить до «кайфа», в глазах мальчишек я прочитала интерес. Кто-то спросил:
- Как же так, вы говорите, те, кто еще не привык к спиртному, пьянеют медленнее. А мне кажется, наоборот…
Объяснения комментировали живо, да и потом на все вопросы педагога отвечали правильно: и социальные последствия алкоголизма назвали, и стадии: «пьянчужка» – тот, кто раз-два в неделю выпивает с друзьями, «синяк» – пропащий человек. И даже примеры приводили – кто-то даже из собственной жизни:
- У меня отец пил. Мама с ним все время ругалась. А потом он сразу бросил. Сам, без лечения. Просто понял, что погибнуть может…
- А у нас в селе фельдшер спился. Был хороший человек, отличный специалист. Потом стал пить и умер.
- А я знаю молодого парня, на нашей улице живет. Он до армии был нормальным. Попал в Чечню, отслужил там. Когда вернулся, стал пить по-черному. На мотоцикл сядет пьяный, гоняет по селу, один раз даже в стену врезался. Как только жив остался!
Зашел разговор о симптомах похмелья. И прозвучал вопрос:
- Кто из вас знает, что это такое? Можно ли отравиться алкоголем?
«Аудитория» загудела: у всех есть воспоминания, как оказалось, об этих самых отравлениях.
- Целый день, помню, руки дрожали, и весь дрожал – то мерз, то жарко было. И голова болела!
Мальчишкам предложили дать определение здорового образа жизни. Общими усилиями – в разговоре, споре – пришли к выводу, что это значит надо спортом заниматься, а уж пить – даже пиво – ни-ни!
- Предполагаете ли вы пить в будущем, в каком возрасте? – спросила Надия Зинадиновна.
Все дружно ответили: по праздникам.
Знают ли 15-летние парни, что на улице с бутылкой пива теперь нельзя появляться – закон такой в России есть, и можно даже в милицию попасть?
- Знаем, попадали, - сказал Олег. – Мы на дискотеке были прошлым летом, на улице. Подъехала машина, милиционеры вышли. У нас всего-то бутылка пива была, так забрали в милицию, потом протокол составляли. Штраф пришлось заплатить – тысячу рублей.
- И я платил штраф – 500 рублей. Это в станице Новотроицкой было, тоже на дискотеке.
И заговорили еще об одном: пить, быть пьяным, в общем-то, стыдно. Ведь поведение-то бывает ох какое нехорошее – назавтра страшно вспомнить. Некоторые и не вспоминают – по причине количества выпитого, а другие – просто забыть хотят – так совестно бывает, что лучше уж оправдаться: мол, ничего не помню, пьяный был. А почему еще и еще раз напиться хочется, и это как бы необходимо?
- А потому что это круто! Кто пьет и курит – это крутой человек! – заявил с вызовом один из юношей.
Но потом вдруг выяснилось, что все собравшиеся в воспитательской комнате хотят жить долго-долго. Например, Николай заявил:
- Хочу лет до 80 - 90!
Другие были поскромнее, но почти все намерены топтать эту землю не меньше чем до 70 лет. А как до них добраться, если начинать пить уже с 15, не представляют. Им еще про всякие циррозы печени да инсульты и слышать не хочется… Им, как выяснилось, надо посадить дерево, вырастить сына, женившись на хорошей (обязательно непьющей и некурящей!) девушке. Заспорили, можно ли сейчас такую найти.
- Да все курят и пьют, некоторые даже больше парней!
- Нет, можно найти, и я найду – пусть даже в очках будет!
И все вдруг поняли, что и Россию-то поднимать из пьяного угара придется именно им – на своих плечах выносить.
- А что, мы вот выучимся, работать будем, дома себе построим, может, и бизнес откроем – это уже мечтали. Немножко робко и неуверенно, но вполне определенно, здраво, по-мужски…
Так что, думаю, зря ушел тот парень в синих шортах. После беседы никто из мальчишек даже словесно не похулиганил: мол, пойдем на троих «прям щас сообразим». Значит, с 15-летними получаются серьезные разговоры! Кстати, в это общежитие социальный педагог центра «Доверие» приходит по вторникам, к 15 часам, когда ребята уже заканчивают свои занятия в колледже. Так что профилактические, – доверительные беседы, иной раз в самом деле за чашкой чая здесь – традиция…
Лариса РАКИТЯНСКАЯ.
P. S.: а «Вечерка» сегодняшней публикацией, считайте, открыла новую постоянную рубрику – «Подросток». Мы приняли предложение управления труда и соцзащиты администрации г. Ставрополя, и журналисты будут работать совместно с городским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Доверие».
В наших публикациях мы постараемся затронуть все темы, интересующие подростков и их родителей, ответить на их вопросы. Нашими собеседниками будут педагоги, психологи, врачи, сами ребята. Надеемся на ваше сотрудничество и поддержку!
«Вечерка» рассчитывает и на продолжение сегодняшней темы.
А специалисты центра “Доверие” всех желающих приглашают к себе! Здесь за 12 лет работы помогли многим, научили правильно оценивать собственные возможности, владеть собой в сложной обстановке, расширить круг общения, найти новых друзей, успешно преодолевать семейные ссоры. Адрес Центра известен: ул. Осетинская, 4, телефон - 35-70-73.
«Вечерка» тоже охотно примет предложения о публикациях в новой рубрике: нам можно звонить по телефону 94-15-68 или связываться по электронному адресу: lara@vechorka.ru.