Жизнь – калейдоскоп, радостный и яркий
Лариса Денежная Заслуженный врач Российской Федерации Александра Сидоровна Решетова – человек в городе известный. Бывший фронтовой врач-хирург, в мирное время более полутора десятков лет возглавляла краевую больницу, а ныне – председатель медицинской комиссии краевого совета ветеранов.
«Сохранить в таком возрасте трезвый ум, ясную память и такой вкус к жизни – это не каждому дано» - вот как отзываются о ней коллеги. Сегодня Александра Решетова отмечает свой 90-летний юбилей.
Другие в ее возрасте сидели бы, как говорится, на печке-лавочке, а Александру Сидоровну и сейчас застать дома трудно. То поликлиники проверяет, то к конференции готовится, то отвечает на письма, пришедшие в краевой совет ветеранов. Человек она деятельный и энергичный. Вот и встречу нашу – аккурат на День края - тоже пришлось перенести ближе к обеду. «Хочу сходить на торжественную часть», - предупредила она.
Вот такая Решетова. Ей обязательно нужно чувствовать пульс жизни – города, страны…
В ее комнате – стопка свежих газет, книги у изголовья дивана. Взгляд выхватывает название романа – Юрий Герман, «Я отвечаю за все». Это как будто про ее жизнь.
- Дни идут так быстро. Как будто только родилась… - начала Александра Сидоровна свой рассказ.
Вот и первая картинка калейдоскопа жизни – из детства, прошедшего в селе Чернышово Пензенской области. Роскошный зеленый луг, детвора и маленькая Саша бегают по траве, потом – прямиком к речке. Летит веер водяных брызг…
А это уже 1942 год. Саша оканчивает Свердловский мединститут – их семья переехала на Урал в 30-е годы, вслед за отцом, завербовавшимся на строительство химического комбината. Вместо ординатуры – краткосрочные курсы усовершенствования. Это потом стало ясно, что бывших выпускников мединститута готовили на фронт. А через пять месяцев – Курская дуга. Хирургическую практику пришлось осваивать прямо на фронте, в полевом госпитале. Палатка, где разместилось три операционных стола. И... бесконечный поток окровавленных тел.
Оперировать часто приходилось под обстрелом. Александра Сидоровна до сих пор не может забыть, как во время операции шальная пуля попала больному прямо в голову. Тут молоденькая врач не сдержалась, разрыдалась. «Когда умирали раненые, столько слез было! Правда, потом стали крепче, сдерживали себя...».
24 мая 1945 года, Германия, военный госпиталь. Здесь состоялась ее импровизированная свадьба. Петр, ее жених и односельчанин, приехал проведать Сашу на один день - он служил в Австрии. До этого молодые люди переписывались. Узнав о приезде Петра, жена начальника госпиталя, Софья Григорьевна, попросила молодых погулять часика два. А вернулись они уже к накрытым столам, украшенным полевыми цветами.
- Я думала, пришли на обычный обед, - рассказывала Александра Сидоровна. - И тут встает Софья Григорьевна и объявляет: этот день будем считать днем свадьбы Александры Сидоровны и Петра Александровича. Я от неожиданности глаза вытаращила. Все закричали «горько!». Так нас и поженили.
Со своим мужем Александра Сидоровна прожила долгую и счастливую жизнь. Увы, его уже нет в живых.
Ставрополь стал родным
В Ставрополе Александра Сидоровна оказалась благодаря мужу. Сюда Петра Александровича, инженера-строителя, направили развивать строительную отрасль.
- 1958 год. Ставрополь в то время - большая деревня. Помню, уже въехали в город. Я спрашиваю: а где Ставрополь? Мне говорят: так мы по нему едем! На площади Ленина тогда маленькие домики стояли, - вспоминает
А. Решетова.
Медицинская карьера Александры Сидоровны развивалась стремительно. Устроившись хирургом в первую больницу, через три месяца А. Решетова руководила уже отделением, а через полгода ее назначили главным врачом. Правда, здесь она долго не задержалась. В 1963-м Александра Сидоровна возглавила краевую больницу - ее корпуса тогда располагались на улице Лермонтова. Новое здание по улице Семашко стояло недостроенным – одна коробка, даже без окон. Но ровно через год (уложиться в такой рекордный срок - завершить строительство, полностью оснастить больницу – казалось тогда невозможным) благодаря Александре Сидоровне коллектив встречал новоселье.
Как удалось? Главврач дошла до председателя крайисполкома. На объяснения «нет денег» настояла «поискать» их вместе с финансистами. В общем, добилась-таки своего!
Конечно, помогли связи и авторитет мужа, который работал главным инженером строительного треста. Стоило Александре Сидоровне обратиться к директорам заводов («мой супруг строил эти предприятия, его хорошо здесь знали»), и сразу решили вопрос с оплатой мягкого инвентаря и белья для больницы.
Это лечебное учреждение стало для А. Решетовой вторым домом. Здесь она проработала бессменным руководителем до самой пенсии. Александра Сидоровна была не просто главным врачом, а главным доктором – подскажет, где надо, отругает – если за дело, но и похвалит.
Врачи уже домой ушли – а она в больнице. С больными поговорит, истории болезни их посмотрит. На следующий день лечащего доктора вызовет, да так отчитает! Правда, и успокоит напоследок: об этих упущениях никто не узнает, но только – не дай бог это повторится. Доктора боялись попасть «на ковер» к главврачу, но и уважали.
Общественный «водоворот»
Александра Сидоровна уже треть своей жизни на пенсии. «Заслуженный отдых», как раньше называли этот период, - не для ее деятельной натуры. А. Решетова до сих пор верна здравоохранению. Без нее не обходится ни одно городское медицинское мероприятие. На одних Александра Сидоровна – почетный гость, на других – в качестве члена комиссии по проверке лечебных учреждений. Ее знания и опыт до сих пор востребованы. Главные врачи знают: Решетова получше любого аудита разберется в работе медучреждения - и в финансовых показателях, и в лечебных. Подскажет, где минусы и плюсы, по-доброму, как коллега коллегам.
А. Решетова сокрушается: медицина сейчас сильно изменилась. В сферу просочилась коммерция. И доктора стали другие.
- Как-то захожу в поликлинике к врачу, как пациент, - рассказывает Александра Сидоровна. – Молодая доктор с порога меня встречает: «Что выписать?». На мое «не знаю» звучит: «Ложитесь». То есть для осмотра на кушетку. Я недоумеваю: зачем? Потом не выдержала, отругала ее, что нельзя так с больными разговаривать. Позже встретила медсестру и узнала от нее: уволили этого доктора.
А вообще, поделилась моя героиня, по личным проблемам она не ходит в поликлинику. В такие-то годы?!
- Неужели даже давление не беспокоит? И таблеток никаких не пьете? – удивилась я.
В ответ Александра Сидоровна как-то снисходительно улыбнулась: нет у нее таких проблем. В роду их семьи – все долгожители. Вредных привычек у моей героини нет и никогда не было. В семье (а живет Александра Сидоровна с сыном и невесткой) – все спокойно и мирно.
Что дает силы?
- Люди. Я очень люблю людей. Погода. Вот сегодня солнышко светит – и на душе светло. И очень люблю жизнь…
По-моему, у них это все взаимно.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.