Жизнь ТСЖ «сатурн»,или Путь к осознанию девиза «мой дом – мои проблемы»
Тамара КоркинаЧто решило первое собрание
Договорились о встрече – и вот он, дом 34/2 по улице 50 лет ВЛКСМ. Елка с игрушками на открытом балконе верхнего этажа, домофон, чистый подъезд. Сразу оговорюсь: двенадцатиэтажному одноподъездному дому всего четыре года, что, конечно же, отличает его от большинства муниципальных домов. Но… Трудностей здесь тоже было немало. Акт о недоделках в местах общего пользования, составленный при заселении, занял 11 страниц.
— Лифт не работал, лестничные площадки не освещались, технический этаж продувался насквозь, система отопления еле дышала — в квартирах было не больше 10 — 14 градусов, — рассказывает Геннадий Анатольевич. – Как только все заселились — провели первое собрание. Общее настроение было откровенно иждивенческим — надо обратиться к районным и городским властям, пусть они что-то предпринимают. Три года мы меняли сознание жильцов, добивались, чтобы люди поняли – «Мой дом — мои проблемы». И еще осваивали ту истину, что дом для каждого из нас начинается не с квартиры, а с входа в подъезд.
Дом строился на долевых началах. Здесь сразу было организовано товарищество собственников жилья, поэтому с выбором способа управления никаких проблем не было. На первом же собрании избрали правление ТСЖ из четырех человек, в него вошли настоящие энтузиасты — Геннадий Анатольевич Пономарев, Алексей Владимирович Мирошников, Валентин Петрович Гудалин, Михаил Алексеевич Неженцев.
Не буду рассказывать, как правление добивалось устранения допущенных строителями недоделок, как много ушло на это сил и времени. Мои собеседники подчеркивают, что делали все для себя, для своих семей, хотелось жить в нормальных условиях.
На чем можно сэкономить?
Первые мысли и устремления в ТСЖ — на чем можно сэкономить. Начали с электроэнергии. Решили, что на пожарных лестницах вполне достаточно двух лампочек вместо трех, всего в местах общего пользования в доме сейчас горит 135 лампочек. Один из двух установленных в доме счетчиков считает электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, другой — в квартирах.
Коллективная ответственность членов ТСЖ как юридического лица оборачивается тем, что «Горэлектросеть» отказывается заключать договор с каждым из жильцов, предпочитая иметь дело с домом в целом. И то сказать, дом оплачивает не только сумму киловатт, потребленных каждой квартирой, но и неизбежные потери в линии. Особых возражений против этого правление не имеет, считая, что счетчики стоят на вводе в дом и фиксируют фактические внутренние расходы. Ясно, чтобы не освещать белый свет, установлено автоматическое выключение освещения.
В доме стоят тепловой счетчик и регулятор тепла. Первые два года правление серьезно экономией тепла не занималось. Очень уж сложные вопросы надо было решить, прежде чем получить результат. Строители сдали дом в таком состоянии, что свечку к стене поднесешь — она гасла. Зимой частью быта был ледяной конденсат на стенах. Занялись утеплением квартир и дома в целом. Члены правления вспоминают, что поначалу контроль устанавливался трудно – многие не хотели пускать их в квартиры.
— Сейчас проблем с этим нет, пожалуйста, заходите. Люди поняли, что в доме все делается для их блага, для экономного ведения нашего общего хозяйства. Мы тоже открыты для жильцов, на наши заседания могут приходить все, кто хочет.
В позапрошлом году экономия по теплу составила 5 процентов, в минувшем – 10, в текущем отопительном сезоне подсчитали – получится чуть больше 20 процентов. Сэкономленные деньги остаются в семейных кошельках, мы их сэкономили все вместе.
Слушая собеседников, я думала о том, что сейчас все чаще и настойчивее звучит мысль о том, что платить за коммунальные услуги по нормам потребления – это чистый абсурд. Совсем недавно об этом сказал на пресс-конференции журналистам председатель региональной энергетической комиссии Владимир Нутрихин.
ТСЖ «Сатурн» мог бы стать хорошей иллюстрацией этого утверждения. Здесь во всех квартирах стоят водяные счетчики. Они насчитали, что один жилец потребляет в месяц в среднем 4,06 куба горячей и холодной воды. Это вам не девять с лишним кубов, которые мы оплачиваем по норме.
Куда идут деньги по оплате жилья?
На первом собрании, вспоминают мои собеседники, решили платить за содержание и ремонт квадратного метра общей площади квартиры 1 рубль 20 копеек, в несколько раз меньше, чем была установлена цена по городу. Поступили как хозяева-баре, которые что захотели, то и сделали. Так прожили год, затем правление, бухгалтерия и ревизионная комиссия подготовили отчет о финансовой деятельности. Вывод был таков: денег на содержание и ремонт общих мест пользования не хватает.
— Сегодня оплата за ремонт и содержание одного квадратного метра составляет у нас 5 рублей 40 копеек, — рассказывает Геннадий Анатольевич. — Если учесть, что в доме 3700 квадратных метров общей площади, то по оплате жилья мы имеем 19 — 20 тысяч рублей ежемесячно. Мы все в доме делаем за эти деньги. Из 5 рублей 40 копеек 1 рубль откладываем на капитальный ремонт. Чтобы сказать о расходах, приведу такую цифру: за пользование лифтом мы ежемесячно платим 3 тысячи 700 рублей. Однажды случилась поломка, которая обошлась нам в 5600 рублей. Ежемесячно платим 2 тысячи рублей налога с фонда заработной платы. Из этих же денег оплачиваем коммунальную электроэнергию, весь ремонт общего имущества, содержим две детские площадки, цветочную клумбу.
Сейчас всех, кто стоит на пороге организации ТСЖ, больше всего волнует вопрос: кому сколько платить? На сегодняшний день оплата труда в «Сатурне» такая: председатель – 2 тысячи, сантехник – 900, электрик –800, дворник – 800, уборщица – 800, бухгалтер – 1600 рублей. Члены правления материально поощряются чисто символически – им платят по 200 рублей. Низкие цены члены правления объясняют мне тем, что все работники живут в этом же доме и как бы все делают для себя. На самом деле управление многоквартирным домом стоит дороже, чтобы общее хозяйство исправно функционировало, им надо заниматься ежечасно.
У меня было немало вопросов к собеседникам. А неплательщики, они ведь в доме тоже есть? Оказывается, были, но всех приучили вносить деньги вовремя, поскольку охотников платить «за того парня» в доме не нашлось. Недисциплинированных вызывали на правление, проводили беседы, уведомляли о долгах письменно.
А что делают жильцы в случаях, когда надо повесить люстру, заменить электророзетку, сантехнический прибор и так далее? Они подают заявку в правление и оплачивают необходимую работу по утвержденному правлением прейскуранту. Он ниже действующего в городе примерно на 20 процентов.
Все ли понимает государство?
Многие, кто подумывает об организации ТСЖ, побаиваются льготников и получателей жилищных субсидий. На это Геннадий Анатольевич ответил, что в прошлом году компенсации задерживались на 4 — 5 месяцев, сейчас вроде все вошло в график.
Что вызывает тревогу или даже несогласие? То, что деньги, сэкономленные на счете ТСЖ, с этого года рассматриваются государством как прибыль и облагаются налогом. Мои собеседники считают, что это в корне неправильно. И введенному для ТСЖ единому социальному налогу тоже трудно найти разумное объяснение.
Мы прошли по абсолютно сухим подвалам, где тянутся по-хозяйски утепленные трубы тепло- и водоснабжения, полюбовались порядком, который наводили всем домом.
Состоявшееся товарищество собственников жилья все предусмотрело, обо всем позаботилось, все устроило с хозяйским размахом. Люди знают, за что они платят, куда идут их деньги, что надо сделать в доме и сколько это будет стоить.
Недавно на заседании краевой Думы прозвучало, что самый оптимальный способ управления многоквартирным домом – это ТСЖ. И «Сатурн» подтверждает это.