Журавли памяти
«Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на нашу страну»... Прошли годы, десятилетия, но 22 июня в каждом городе огромной страны России наступают мгновения тишины, когда звучит лишь метроном. Сколько жизней укладывается в эту минуту молчания...
Вчера возле монумента «Огонь Вечной славы» прошел митинг памяти. Почтить память тех, кто не вернулся, пришли руководители города и края, ветераны, школьники.
У каждого пережившего войну есть своя память о ней. Да и у непережившего – тоже. Ведь нет семьи в нашей стране, которой бы война не коснулась. Храним мы и старые военные фото дедов и прадедов, потертые и пожелтевшие солдатские письма-треугольнички... Но у нас есть и общая память о Великой войне и Великой Победе, общая гордость, общая боль. Об этом говорили, обращаясь к собравшимся, губернатор края Валерий Гаевский, председатель краевой Думы Виталий Коваленко, глава города Николай Пальцев, председатель городской Думы Евгений Луценко:
- 21 июня 1941 года в школах шли выпускные вечера. У каждого из этих молодых людей была мечта... Но мечтам миллионов советских людей так и не суждено было сбыться. В наши города и села пришла война. 1418 дней и ночей... 27 миллионов жизней... 320 тысяч ставропольцев воевали на фронтах Великой
Отечественной, каждый второй не вернулся с войны. Мы это помним и будем помнить всегда. И всегда будем помнить о том, что вы, дорогие ветераны, отстояли наше Отечество, независимость, будущее…
На площади перед монументом звучал довоенный вальс и кружились пары... Мальчишки в строгих костюмах, девчонки в синих платьицах и белых фартучках … А потом грянуло: «Вставай, страна огромная!»
Ветеран Великой Отечественной Яков Асберг вспоминал о первых, самых тяжелых месяцах войны и говорил о подвиге народа, о Победе, которую каждый житель огромной страны приближал, как мог — кто на фронте, кто в тылу.
Очень щемяще звучали над Крепостной горой «Журавли». Хореографическую композицию, когда белокрылая стая действительно словно приподнималась над землей на словах: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей», трудно назвать просто танцем...
Даже небо в этот момент стало ронять на землю первые крупные дождинки.
Казалось, стих даже шумный проспект, замер ветер. Звучал только метроном. Была минута молчания. А потом на суровый гранит монумента легли красные гвоздики.
Елена ПАВЛОВА.
Фото
Александра ПЛОТНИКОВА.