Значит помнят и наших любимых

Елена Павлова

Значит помнят и наших любимых

Эта встреча накануне первого праздника весны в Ставрополе стала традицией. Каждый год руководители города, районных администраций и городской Думы, руководители ветеранских организаций Ставрополя приглашают на торжественный вечер в ресторан женщин, для которых 8 Марта — немного грустный день. У каждой из них в памяти, каким светлым был этот праздник, когда были живы их дорогие люди… За последние несколько десятилетий мы пережили много войн и военных конфликтов, осиротивших тысячи жен и матерей. Первые слова и первый тост на этом вечере был за тех, кто не вернулся. А потом очень много добрых слов было сказано в адрес женщин, которые тоже совершили свой материнский подвиг, найдя в себе силы жить и растить детей. И то, что дети, многие из которых уже взрослые, — выросли хорошими людьми, достойными подвига и памяти отцов, — это и материнская заслуга. Матерям, Женам, Женщинам с большой буквы в этот день посвящали романсы и стихи.

Женщины улыбались. Но иногда все же смахивали слезы. Вот и Марина Кончакова не смогла их сдержать, когда пела скрипка, а в мелодии звучала трепетно и нежно история любви… Именно такая прекрасная и высокая любовь прошла через всю ее жизнь. И сейчас жива, хотя мужа Марины, Юрия Кончакова, нет на свете уже почти десять лет. Он вместе с пограничной колонной попал в засаду в Аргунском ущелье 3 сентября 2001 года…

Они были одноклассниками, после школы поженились. Марине очень часто приходилось ждать и волноваться. Она ждала мужа из Афганистана, они вместе переживали все, что происходило в конце 80-х — начале 90-х в Закавказье, где служили, вместе покидали родные места, ставшие вдруг заграницей. У Юрия была неспокойная работа, он и из Ставрополя в «горячие командировки» часто выезжал. Но где бы ни находился, умел сделать так, чтобы жена чувствовала, как она любима…

Значит помнят и наших любимых

– Конечно, Юра всегда находил возможность поздравить меня с праздником, — вспоминает Марина Иосифовна. — Я всегда ощущала себя Женщиной — именно с большой буквы. И прожитые вместе годы только усилили это чувство. Мы накануне последней его командировки отметили 18-летие нашей свадьбы. А через несколько часов после того, как колонна вышла из Ставрополя, он мне вдруг позвонил. Мобильников тогда ведь не было — звонил с какой-то заправки. Как выяснилось, соврал там командирам, что важное что-то там кому-то в части забыл сообщить… «Я просто хочу, чтобы ты знала, как сильно я тебя люблю», — сказал он мне. Я говорю: «Юра, ну зачем ты столько людей себя ждать заставляешь?» А он: «Если бы люди знали, что я тебе хотел сказать, они бы не обиделись»…

…Это 3 сентября Марина никогда не забудет. Ей с самого утра просто физически было плохо… Это потом она узнает, что в этот самый момент с территории Итум-Калинского отряда должны были выезжать несколько машин с ГСМ. Путь предстоял по горной дороге к одной из застав. Юрий не должен был выезжать с этой колонной. Он ее просто отправлял. В сопровождении ехал брат Марины, тоже пограничник. О том, что тот еле поднялся с постели из-за высокой температуры, никто не знал. Юрий это понял перед самым выходом колонны, буквально насильно вытащил парня из машины и отправил лечиться. Сам поехал вместо него…

…С работы Марину в тот день отпустили. Она еле добрела до дома. Свернулась на диване и уснула. Проснулась словно бы от толчка и в холодном поту. Даже сын испугался — выглядела она так, словно на нее ведро холодной воды вылили. На часах было 12. Именно в полдень засевшие в засаде боевики открыли огонь по колонне…

… Звучали песни про нежданную любовь, про первую улыбку, про горькую сладость… Женщинам желали добра, и чтобы беды, которых они хлебнули сполна, обходили их дом стороной. Чтобы дети и внуки дарили им только радость…

… Марина тихо кивнула. Ее мальчишки — Денис и Евгений — ее радуют. Оба, как и отец, выбрали профессию пограничника. Недавно и первый внук у нее появился. Все трое — копия Юрия. Его жизнь продолжается в них…
Конечно, были цветы и по-дарки…

– И подарки, и добрые слова, и то, что руководители города пытаются нас поддержать, подарить нам праздник — все это трогает, — говорит Марина. — Но для меня и, наверное, для многих здесь главное даже не это… Любимых людей никто и ничто заменить не сможет. Пустоту эту до конца никогда не заполнить. Юрий был и останется в моей жизни единственной любовью. Всегда, когда нас собирают вместе, есть моменты, когда трудно сдержать слезы, — воспоминания накатывают. Но я всегда на такие встречи прихожу, потому что думаю — раз нас, вдов и матерей, собирают, значит вспоминают тем самым и о наших мужьях, сыновьях… И о моем Юре… Это для меня самое дорогое и самое главное.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление